Спасибо Попову, что помог мне лучше понять измерения скорости "Сатурна-5" Покровского в момент отделения первой ступени.
По способе с использованием конуса
Строго говоря, конус около ракеты, чья проекция наблюдается на кадре фильма НАСА – это не конус Маха, а конус косого скачка уплотнения, как заметил Покровский. Насколько я понимаю, чем меньше угол обтекаемого конуса, тем больше конус косого скачка уплотнения приближается к конусу Маха.
Я получил реальный угол конуса косого скачка уплотнения на градус больше чем Попов, т.е. чуть больше 20 градусов. (Имеется ввиду угол между осью конуса и его поверхности.) При таком угле и при угле конуса ракеты 5-6 градусов, используя номограму самого НАСА ( http://www.grc.nasa.gov/WWW/K-12/airplane/Images/naca1135.pdf, стр. 48, размер файла 13 MB), получается число Маха где-то 2,8-2,9. Точно такое число получается и по другие номограмы, как и по программе "Сверхзвуковой конус" ( http://homepage.mac.com/jhuwaldt/java/Applications/SupersonicCone/ ).
А скорость звука на тех высотах, о которых идет речь, у всех моделях атмосферы самая большая в стратопаузе (47–51 км) – чуть меньше 330 км/с. На больших (в мезосфере) и меньших (в стратосфере) высотах она снижается. Если допустим, что ракета была именно в стратопаузе, получается ее скорость около 940-950 м/с. Иначе – еще ниже.
Кто не верит, пользуйте апплет самого НАСА для клина ( http://www.grc.nasa.gov/WWW/K-12/rocket/oblique.html ). При числе Маха 3,5 и угла конуса в 5-6 градусов получите угол косого скачка уплотнения в 20-21 градусов. А для конуса такой же угол получается при меньших числах Маха; при числе Маха в 3,5 угол косого скачка уплотнения около конуса будет заметно меньше 20 градусов. Ну и что дальше говорить, если даже пользуясь средствами НАСА, скорость их легендарного "Сатурна-5" получается всегда такая низкая - как ни крути, около 1 км/с?
По способе отставания дымов
Много уже писалось здесь о нем. Пора прекратить всякие спекуляции, что кинокамера снимала скоростью 36 к/с. Высококачественная 70-мм киноаппаратура позволяла скорости с 10 по 80 к/с ( http://www.flyaria.com/55-3123.html ), а Аполлон-8 снимался со скоростью 30 к/с:
И это первый полет "Сатурна-5" (при том, согласно версии НАСА, с людьми!) после его неуспешного испытания в весне 1968 года! Это означает, что более позднего и следовательно уже намного лучше отработанного Аполлона-11 в никоем случае не могли снимать с большей скоростью чем 30 к/с. Скорее всего, скорость была именно 24 к/с, как и обозначено в заголовке файла фильма.
Третий способ
Третий способ Попова, думаю, вариация второго. Что касается способа Покровского из баланса энергии или закона сохранения импульса, то Попов его не принимает. Я лично затрудняюсь вникнуть в его суть, так что все еще не могу дать мнение по нем.
Ну что-ж, результаты по крайней мере двух из способов – железные. О какой защите НАСА вообще здесь может идти речь? Не случайно никакой защитник НАСА более чем три недели эту статью Попова здесь не комментировал!
Двигатели Ф-1
Теперь понятно, почему легендарный двигатель первой ступени "Сатурна-5" Ф-1 никогда и нигде больше не использовался, а янки покупают советские двигатели РД-180 и НК-33. Если бы он использовался и дальше (допустим, для подъема гораздо больших блоков МКС, чем мы сейчас имеем), то несоответствие его тяги штатным параметрам уже скрыться не могло бы. По той же причине янки теперь будут летать где угодно, но не и на Луну. Луна – табу! По крайней мере пока есть на свете США. А им немного еще осталось... А после распада США все проблемы человечества возложат на бедных штатов, и вспомнят и о подрыве на корабле "Мэн" в 1898 году, и о взрыве Нью-Йоркских небоскребов МТЦ в 2001, и конечно, о лунном обмане. Тогда и посмотрим, кто кого будет защищать. Может, роли обменятся?