Спасибо за ценные замечания, но все же я не со всем согласен…
Добрый день, Александр!
>… имеет в виду основу нравственности, которая общая для Homo как биологического вида. Есть определенные моральные стандарты, которые общи для большинства культур народов планеты Земля. Вы же говорите о той модификации, которую культура проводит с этой изначальной нравственностью.
Александр, позвольте с Вами не согласится, это вопрос более чем открытый, и тем более не проверяемый. Ту разные точки зрения, ведь можно объяснить наличие отличных деталей исходной разностью нравственности, а совпадения взаимопроникновением культур.
В самом начале хотел бы задать вопрос, определите, пожалуйста, хотя бы схематически, в чем заключается эта общая нравственность для Homo? Если взять гипотезу о «всеобщей нравственности» для вида Homo, то возникают соблазн вывода о том, что нравственность может существовать и у других млекопитающих, птиц, и т.д., но это просто «лирическое отступление». Любой вопрос к Игорю на эту тему заканчивался отписками с его стороны в стили «я об этом уже говорил (писал), но у Вас не таких понятий, и Вы это не способны понять».
К сожалению не доказать наличие всеобщей нравственности, не доказать обратного, т.е. отсутствия не мне не Вам не удастся
Что бы проверить это, надо провести эксперимент, который сам по себе запрещен конвенциями ООН, да и вообще это жестоко по отношению к людям. Да и провести такой эксперимент можно наверно только на Марсе (а иначе как изолировать людей от окружения).
А схема эксперимента простая, берем только родившихся младенцев в количестве 1000, разделяем их на 4 независимых и изолированных друг от друга и от любого окружения группы (250 младенцев в группе) по следующим принципам:
1) группу воспитываем в рамках выбранной системы морали отвечающей нравственности (например, по той схеме которую Вы опишете).
2) группу воспитываем в рамках антинравственности (т.е грубо говоря меняем положительные утверждения на отрицательные)
3) группу воспитываем в отсутствии системы морали, предолгая ей фактически выработать мораль и соответствующую нравственность.
4) группу условно говоря контрольную воспитываем в обычной нормальной среде, не изолируя от окружения. Это будет контрольная группа.
Далее еще необходимо, что бы в этих группах выросло несколько поколений (как мне кажется не меньше 10), тут не однозначно, что считать поколением, ну возьмем, например, одно поколение 12 лет (можно взять 25-30 лет, это как хотите)
Так вот если «всеобщая нравственность» существует, то во всех 4 группах будут коррелирующие между собой результаты, так как даже воспитание в системе антинравствености будет вызывать у человека отторжение. В реальных условиях судить о проявление этого мы не можем, т.к. не можем исключить влияния среды.
>Вы хотите сказать, что реформа патриарха Никона состояла в исправлении текстов догматов Вселенских соборов?
Что значит уточнение перевода это изменение смысла (точнее это уточнение смысла, при переносе), поэтому при переводе изменялись фактически догматы, ведь двухперстное осенение себя крестом (на самом деле оно тоже трех перстное, как мне староверы объясняли, в частности моя жена, придерживающая староверческих обрядов) имеет немного другой религиозный смысл по сравнению с принятым у «канонических православных», т.е. у нас с Вами.
Это вопросы к теологам более, чем ко мне, но грубо суть в следующем, принятое осенение себя крестом, раньше до Никоновской реформы (кстати тут есть ряд моментов не понятных с исторической точки зрения, сама роль Никона не однозначная, кто говорит что он проводил эту реформу, кто наоборот говорил о том, он ее сдерживал, но этот вопрос «замнем для ясности»), означало «Отец-Сын, и в ногах у них Святой дух», при Никоне Святой дух подняли во главу.
Поэтому уточнение перевода породило раскол не только в среде верующих но и в среде духовенства (есть ведь не только беспопвцы, к ним кстати относится моя жена у них есть священнослужители и свои епископы).
>Вообще-то вы только что сами сказали: "Верующих нельзя пускать во власть". Сделали вы этот вывод явно путем неполной индукции - посмотрели на поведения Игоря и решили, что нельзя. А если я, посмотрев на ваше поведение в споре, скажу, что "атеистов нельзя пускать во власть"?
Да возможно я тут перегнул палку, поравлю свою фразу к власти нельзя допускать людей не способных реально анализировать ситуацию и впадающих в различные крайности игнорируя многосложность мира.
А я не атеист, ту вы ошиблись, просто я не понаслышке знаю о других духовно-религиозных системах, и не считаю что христианство перед ними в чем то выигрывает …
>Ну это уже лучше, чем "неполная индукция". Только где вы видите такую передачу власти? Игорь не теократ, я тоже. Обратитесь к А.Б. и Ниткину, они вам подскажут, кто такие теократы.
Тут дело не в теократии, Бог бы с ней, а дело в том, что усиление роли РПЦ как института государственной религии вызовет защитную реакцию со стороны других конфессий.
Не все, из которых контролируемы, скажем так в исламе те которые, контролируемы со стороны духовного управления мусульман РФ потеряют свой авторитет, при этом не забывайте, что мусульмане свободны от церковных институтов, не все признают над собой власть имамов. Уж поверьте я знаю, о чем говорю, мне всю мою жизнь пришлось прожить в мусульманской среде…
>Сделать РПЦ религией нельзя. Можно сделать Православие традиционной конфессией, имеющей право на защиту от государства.
Спасибо за указание на неточность изложения, согласен с Вами фраза должна была быть простроена так «»
Но я против введения скажем так «Закона Божьего» в обычной общеобразовательной школе, как обязательного предмета, потому что я понимаю к чему это приведет в регионах где наравне с Православием распространенны пара-тройка Исламских течений, Буддизм и т.д. Хотите таких школ организовывайте «Православную Гимназию». Государство должно дать Вам гарантии, что ученик такого образовательного учреждения имеет равные права со всеми остальными. Условно говоря религиозно-духовно-культурная автономия по инициативе самих граждан, если это будет приемлемым, то к Вам приведет учить своих детей и не православный, примером такого опыта может служить Католические школы в США, куда отдают учится своих детей далеко не католики.