От О.И.Шро Ответить на сообщение
К Scavenger Ответить по почте
Дата 12.12.2006 09:49:48 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Образы будущего; Версия для печати

Мнений будет миллион, главное что бы не было войны…

Добрый день, Александр!

>Можно. Но не нужно. Невероятно, чтобы у человечества были единые разумные свойства, одинаковые эмоции, одинаковая способность к обучению и воспитанию (у всех народов) и не было бы ядра нравственности. Да, нравственность действительно не бывает изначальной, она возникает в социуме. Но почему-то у всех социумов есть значительные совпадения этой нравственности.

Мало ли что кажется невероятным, однако нравственность вырабатывается именно в социуме.

>Нравственность есть там, где есть разум, то есть различение должного и недолжного, хорошего и дурного, доброго и злого.

Про должное и не должное, согласен, именно условия должности и не должности определяют мораль, но вот про добро и зло не очень…
Поясню, понятие Добра и Зла было заимствовано Евреями из Зароастризма, где одним из ключевых моментов было дуальность и антагонизм между двумя независящими и абсолютными сущностями Добром и Злом. У Евреев, в целом на этот счет были совсем другие взгляды, грубовато это выглядит так: Мир в целом Добрый, Бог милостив, но человек наивен и совершает ошибки (грехи). Т.е. грех изначально в живет в человеке, и он не антагонистично противопоставлен Добру а является его неотъемлемой сущностью.

>Общая же нравственность Homo проявляется в ряде нравственных правил и норм без которых невозможно существование в обществе.

Не согласен, никак не это доказано. Существуют моральные системы, где заповеди не убий и не укради, существуют только внутри социума, а во вне они не распространяются. И кстати соблюдение норм не убий, не укради, внутри этого социума регулируется жестокостью наказания.

>Как пример могу взять норму законнорожденности, которая существовала в 80% из взятых в выборку 862 человеческих обществ (от примитивных до современных).

Законнорожденность играла роль в основном в имущественных отнош6ениях, к морали она имела малое отношение. Яркий пример это герцог Ангулемский, незаконнорожденный сын короля Карла IX, кстати маршал Франции, незаконнорожденность не позволила ему взойти на престол (правда по утверждениям современников он к этому был равнодушен).

>Я так думаю, в эти нормы можно включить - солидарность, запрет на кровосмешение, запрет на убийство, воровство и вообще нарушение закона общины, запрет на клевету и т.д. по списку Декалога. Кстати, и вера в Единого Бога мы находим у всех древних племен. Правда, очень смутную и деистическую, но все же находим.

Пока люди кочевали они были монотеистами, как только осели обзавелись кучей местных божков, слышал я и такую версию лет этак 14 назад.
Солидарность во многом объясняется более естественными причинами, стадом легче мамонта добыть, чаем сделать это в одиночку (хотя последнее не является в целом невозможным, просто трудозатрат больше).

>Возможно, он считает, что, как неверующий, вы не способны этого понять.

Ой кА мы любим ярлыки привешивать….
Люби свою веру, но уважай чужую, как говорят мусульмане.

>Да. Доказать со 100% логической точностью то, что было десятки тысяч лет назад нам не удастся.

Я только не понял, а причем тут несколько десятков тысяч лет назад. Условия эксперимента другие, проверяем наличие общей нравственности, которая должна проявится в любом случае.

>Если вы хотите провести эксперимент с Маугли, то вероятнее всего, что он даст отсутствие разума вообще. Однако речь не об этом.

Кто говорит о Маугли, изолируя группы (точнее делая минимальным их контакт с окружением) в том то и дело что их надо учить но в разным морально-нравственных условиях. Обучать их математике, физике, даже литературе (только вот с последней проблемы будут, для антинравственной системы надо ее будет переделать) и т.д. это все нужно делать.

>Да, будут, только вы забыли одно условие. Практика жизни должна быть первобытной. Группы должны быть поставлены в те же условия, что и первобытное человечество (после грехопадения). Только в этих условиях у людей будут одинаковые нравственные нормы. А группа с антинравственностью в таких условиях очень быстро погибнет.

Вот этого я не понял, изоляция от окружения говорит от том, что у групп не должно быть перед глазами других примеров систем морали и нравственности… Так что глубина веков не причем…
Кстати не совсем чисто, но подобный эксперимент, проводился скажем в Османской Империи, те же Янычар их в состояние Маугли не загоняли, но выращивали из них жестоких и бесстрашных воинов (в целом достаточно образованных для своего времени).

>Что-то я не понимаю. Вообще, какое значение тут имеет первенство? Первенство внутри Троицы - это вообще субординационизм, то есть ересь.

Ладно корче тут понимание врятли будет достигнуто, так как трактовки разные, их на самом деле миллион, тем поле приводимая мною трактовка взята скажем так из старообрядческой среды, но они не являются священнослужителями (мало старообрядческих священослужителей). Насчет приводимой Вами трактовки так это стандартное объяснение даваемое РПЦ. Большой палец в двуперстном символизирует как раз то Святой Дух (у моей жены в роду были староверческие священники, и книги сохранились, когда был у ее родни на Украине пролистывал их, правда честно сказать мало, что понял, но мне терпеливо все объясняли).

>Я знаю это. Только вот священники и епископы у поповцев - это перебежавшие православные священники и епископы.

Не это епископы и священники, оставшиеся верными старому Канону принятому еще во времена Крещения Руси.
Староверы считаю наоборот, это «шепоточнные» попы (никонианцы) это как раз «бисовы дети и христопродавцы». Кто прав, для меня лично вопрос?
Кстати интересное наблюдение, староверы очень трепетно относятся к подержанию морали в своей среде, но наплевательски относятся к аморальности никонианцев (что еще от них ждать, они христопродавцы).

>Это означает только то, что поповцы вынужденно признали благодать свящества в "официальной" как они ее именуют Церкви, чтобы не остаться без священства.

С учетом вышесказанного, как раз то они и являются истинными священниками, а вот в никонианские церкви староверы не ходют, и попов никонианских не признают…

>Таких много и среди верующих, и среди атеистов.

Но среди «новообращенцев» их просто большинство.

>Тогда, возможно, вы не знаете христианства.

А причем тут это…

>Так надо предоставить не только РПЦ защиту, а и другим традиционным конфессиям.

Как вы это предлогаете сделать в исламе, не забывайте, что там есть вахаббизм, кстати само по себе это течение не такое страшное, как о нем трубят. Они возникло в исламе в XVIII в. в Османской империи, когда палестинские арабы решили побороться за независимость от османов. В результате родилась идеология наипрововернейшего мусульманина с очень говоря жесткой системой морали и нравственности.
Но была лазейка стать борцом за веру тогда давались послабления. В целом как любая идея она претерпела искажения при своей реализации.
Но в целом на вахаббитов больше наговаривают.

>Вероятно вы тоже клюнули на удочку неолибералов. Православная Церковь не предлагала вводить никакого Закона Божьего в общеобразовательную школу в качестве общеобязательного предмета. Она предложила ввести "Основы православной культуры" (а не веры) КАК ФАКУЛЬТАТИВ и там, где есть православная или русская среда.

Нет, я просто знаю факт введения это предмета именно как обязательного не только в школе, но и в ВУЗе в котором работаю. И по этому поводу идет судебное разбирательство в Самаре, инициированное мусульманской общиной.
Далее, а вы представляете как вы в регионах, где есть представители других конфессий, в случае введения в школе такого факультатива будут строится отношения между школьниками, никогда не задумывались? Приятного будет мало, и вопрос в том, кто будет в большинстве, так вот в школе где моя жена работает, можно вывеску вешать «мусульманская школа», боле половины детей там татары-мусульмане, но как Вы говорите есть и русские, и введите в такой школе факультатив.
Хотите факультатив, делайте воскресную школу и впихивайте в детей что угодно, почему то остальные конфесси, именно так и поступают, за редким исключением, когда состав школы сугубо однороден и нет иноверцев (в Самаре, например, есть еврейская школа). Почему Вы (не Вы лично, в данном случае) поддерживает разделение детей на своих и чужих.

>Да, так даже этого не предлагается, а предлагается куда более мягкий вариант.

А я предлагаю не трогать этого вопроса в той форме, в которой предлагает это Игорь, я против становления РПЦ институтом государственной религии, а значит и против введения "Основы православной культуры", в обычной общеобразовательной школе, в каком то ни было виде. Выносите это за школу, или создавайте отдельные Православные гимназии.

С уважением, Олег.