>>… имеет в виду основу нравственности, которая общая для Homo как биологического вида. Есть определенные моральные стандарты, которые общи для большинства культур народов планеты Земля. Вы же говорите о той модификации, которую культура проводит с этой изначальной нравственностью.
>Александр, позвольте с Вами не согласится, это вопрос более чем открытый, и тем более не проверяемый. Ту разные точки зрения, ведь можно объяснить наличие отличных деталей исходной разностью нравственности, а совпадения взаимопроникновением культур.
Можно. Но не нужно. Невероятно, чтобы у человечества были единые разумные свойства, одинаковые эмоции, одинаковая способность к обучению и воспитанию (у всех народов) и не было бы ядра нравственности. Да, нравственность действительно не бывает изначальной, она возникает в социуме. Но почему-то у всех социумов есть значительные совпадения этой нравственности.
>В самом начале хотел бы задать вопрос, определите, пожалуйста, хотя бы схематически, в чем заключается эта общая нравственность для Homo? Если взять гипотезу о «всеобщей нравственности» для вида Homo, то возникают соблазн вывода о том, что нравственность может существовать и у других млекопитающих, птиц, и т.д., но это просто «лирическое отступление».
Нравственность есть там, где есть разум, то есть различение должного и недолжного, хорошего и дурного, доброго и злого. Общая же нравственность Homo проявляется в ряде нравственных правил и норм без которых невозможно существование в обществе. Как пример могу взять норму законнорожденности, которая существовала в 80% из взятых в выборку 862 человеческих обществ (от примитивных до современных). Я так думаю, в эти нормы можно включить - солидарность, запрет на кровосмешение, запрет на убийство, воровство и вообще нарушение закона общины, запрет на клевету и т.д. по списку Декалога. Кстати, и вера в Единого Бога мы находим у всех древних племен. Правда, очень смутную и деистическую, но все же находим.
//Любой вопрос к Игорю на эту тему заканчивался отписками с его стороны в стили «я об этом уже говорил (писал), но у Вас не таких понятий, и Вы это не способны понять».//
Возможно, он считает, что, как неверующий, вы не способны этого понять.
>К сожалению не доказать наличие всеобщей нравственности, не доказать обратного, т.е. отсутствия не мне не Вам не удастся
Да. Доказать со 100% логической точностью то, что было десятки тысяч лет назад нам не удастся.
>Что бы проверить это, надо провести эксперимент, который сам по себе запрещен конвенциями ООН, да и вообще это жестоко по отношению к людям. Да и провести такой эксперимент можно наверно только на Марсе (а иначе как изолировать людей от окружения).
Если вы хотите провести эксперимент с Маугли, то вероятнее всего, что он даст отсутствие разума вообще. Однако речь не об этом.
>А схема эксперимента простая, берем только родившихся младенцев в количестве 1000, разделяем их на 4 независимых и изолированных друг от друга и от любого окружения группы (250 младенцев в группе) по следующим принципам:
>1) группу воспитываем в рамках выбранной системы морали отвечающей нравственности (например, по той схеме которую Вы опишете).
>2) группу воспитываем в рамках антинравственности (т.е грубо говоря меняем положительные утверждения на отрицательные)
>3) группу воспитываем в отсутствии системы морали, предолгая ей фактически выработать мораль и соответствующую нравственность.
>4) группу условно говоря контрольную воспитываем в обычной нормальной среде, не изолируя от окружения. Это будет контрольная группа.
>Далее еще необходимо, что бы в этих группах выросло несколько поколений (как мне кажется не меньше 10), тут не однозначно, что считать поколением, ну возьмем, например, одно поколение 12 лет (можно взять 25-30 лет, это как хотите)
>Так вот если «всеобщая нравственность» существует, то во всех 4 группах будут коррелирующие между собой результаты, так как даже воспитание в системе антинравствености будет вызывать у человека отторжение.
Да, будут, только вы забыли одно условие. Практика жизни должна быть первобытной. Группы должны быть поставлены в те же условия, что и первобытное человечество (после грехопадения). Только в этих условиях у людей будут одинаковые нравственные нормы. А группа с антинравственностью в таких условиях очень быстро погибнет.
В реальных условиях судить о проявление этого мы не можем, т.к. не можем исключить влияния среды.
>>Вы хотите сказать, что реформа патриарха Никона состояла в исправлении текстов догматов Вселенских соборов?
>Что значит уточнение перевода это изменение смысла (точнее это уточнение смысла, при переносе), поэтому при переводе изменялись фактически догматы, ведь двухперстное осенение себя крестом (на самом деле оно тоже трех перстное, как мне староверы объясняли, в частности моя жена, придерживающая староверческих обрядов) имеет немного другой религиозный смысл по сравнению с принятым у «канонических православных», т.е. у нас с Вами.
Какой? Имхо, двуперстие у старообрядцев имеет смысл следующий: два перста обозначают Божественную и человеческую природы Христа, а три остальных - Троицу. Трехперстие православных означает Троицу, а остальные два пальца - две природы Христа.
>Это вопросы к теологам более, чем ко мне, но грубо суть в следующем, принятое осенение себя крестом, раньше до Никоновской реформы (кстати тут есть ряд моментов не понятных с исторической точки зрения, сама роль Никона не однозначная, кто говорит что он проводил эту реформу, кто наоборот говорил о том, он ее сдерживал, но этот вопрос «замнем для ясности»), означало «Отец-Сын, и в ногах у них Святой дух», при Никоне Святой дух подняли во главу.
Что-то я не понимаю. Вообще, какое значение тут имеет первенство? Первенство внутри Троицы - это вообще субординационизм, то есть ересь.
>Поэтому уточнение перевода породило раскол не только в среде верующих но и в среде духовенства (есть ведь не только беспопвцы, к ним кстати относится моя жена у них есть священнослужители и свои епископы).
Я знаю это. Только вот священники и епископы у поповцев - это перебежавшие православные священники и епископы. Это означает только то, что поповцы вынужденно признали благодать свящества в "официальной" как они ее именуют Церкви, чтобы не остаться без священства.
>>Вообще-то вы только что сами сказали: "Верующих нельзя пускать во власть". Сделали вы этот вывод явно путем неполной индукции - посмотрели на поведения Игоря и решили, что нельзя. А если я, посмотрев на ваше поведение в споре, скажу, что "атеистов нельзя пускать во власть"?
>Да возможно я тут перегнул палку, поравлю свою фразу к власти нельзя допускать людей не способных реально анализировать ситуацию и впадающих в различные крайности игнорируя многосложность мира.
Таких много и среди верующих, и среди атеистов.
>А я не атеист, ту вы ошиблись, просто я не понаслышке знаю о других духовно-религиозных системах, и не считаю что христианство перед ними в чем то выигрывает …
Тогда, возможно, вы не знаете христианства.
>>Ну это уже лучше, чем "неполная индукция". Только где вы видите такую передачу власти? Игорь не теократ, я тоже. Обратитесь к А.Б. и Ниткину, они вам подскажут, кто такие теократы.
>Тут дело не в теократии, Бог бы с ней, а дело в том, что усиление роли РПЦ как института государственной религии вызовет защитную реакцию со стороны других конфессий.
Так надо предоставить не только РПЦ защиту, а и другим традиционным конфессиям.
>Не все, из которых контролируемы, скажем так в исламе те которые, контролируемы со стороны духовного управления мусульман РФ потеряют свой авторитет, при этом не забывайте, что мусульмане свободны от церковных институтов, не все признают над собой власть имамов. Уж поверьте я знаю, о чем говорю, мне всю мою жизнь пришлось прожить в мусульманской среде…
Это я знаю.
>>Сделать РПЦ религией нельзя. Можно сделать Православие традиционной конфессией, имеющей право на защиту от государства.
>Спасибо за указание на неточность изложения, согласен с Вами фраза должна была быть простроена так «»
>Но я против введения скажем так «Закона Божьего» в обычной общеобразовательной школе, как обязательного предмета, потому что я понимаю к чему это приведет в регионах где наравне с Православием распространенны пара-тройка Исламских течений, Буддизм и т.д. Хотите таких школ организовывайте «Православную Гимназию».
Вероятно вы тоже клюнули на удочку неолибералов. Православная Церковь не предлагала вводить никакого Закона Божьего в общеобразовательную школу в качестве общеобязательного предмета. Она предложила ввести "Основы православной культуры" (а не веры) КАК ФАКУЛЬТАТИВ и там, где есть православная или русская среда.
//Государство должно дать Вам гарантии, что ученик такого образовательного учреждения имеет равные права со всеми остальными. Условно говоря религиозно-духовно-культурная автономия по инициативе самих граждан, если это будет приемлемым, то к Вам приведет учить своих детей и не православный, примером такого опыта может служить Католические школы в США, куда отдают учится своих детей далеко не католики.//
Да, так даже этого не предлагается, а предлагается куда более мягкий вариант.