От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Игорь
Дата 10.08.2010 21:58:07 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Катастрофа; Война и мир; Версия для печати

Re: Как всегда...

>>> Дело в том, что мы имеем реальные цифры мелиорации и реальные показатели урожаев. Сегодня и тогда. И говорят они не в пользу Вашей версии.
>>
>>Приводите цифры. Меня интересуют удельные затраты на прирост урожая.
>
> А меня интересует количество сельхоз продукции. Я ее потребляю, а не удельные затраты на прирост урожая. Но вообще данные приводил Кара-Мурза в своих книгах. В СССО по удельным затратам опережал все развитые страны в сельском хозяйстве.

Игорь, Вы попали в логическую ловушку. К деятельности по мелиорации и ирригации ни в коем случае нельзя относиться ни с монетарной(фраза Сахарова о переводе на хозрасчет) ни с точки зрения даже увеличения производства сельхозпродукции.

Ландшафтные работы типа ирригации - это работы с длительной перспективой.

Если немедленно приступить к выращиванию зерновых на орошенных землях, будет происходить только стремительное истощение и небогатого запаса плодородия почв. Засушливые степи имеют биологическую продуктивность 5-10 ц/га сухой биомассы. Большая часть которой на поверхности почвы сгорает в степных пожарах, разлагается до углекислого газа и воды. В сухих почвах слабо развиты бактериальные и грибковые формы жизни. Острый дефицит азота, которого в составе белков должно быть около 15%.

Но если эту недостачу восполнять удобрениями, то убиваются и имеющиеся бактерии и грибки. Убивается ресурс, в котором удерживались многие другие элементы, необходимые для построения органического тела.

Обводняя тем или иным образом землю, мы создаем в первую очередь условия для обогащения почвы многообразием живых организмов, фиксирующих в себе как в целом (с постоянной передачей по эстафете пищевых цепочек) микроэлементы, основные элементы белков и даже воду. Помните? Тушканчик вообще не пьет. Ему достаточно воды, поступающей в составе поедаемой пищи.

На какое-то время земля, получившая шанс ожить, должна работать сама на себя. Без налога в виде товарного продукта. Но если ее предоставить самой себе, на ней не скоро эволюция дойдет до возникновения древесной растительности, животных, которые резервируют в себе жизненные ресурсы(элементы) в течение десятилетий и даже столетий, а своими отходами жизнедеятельности кормят бесподобные по длине пищевые цепочки. Семена деревьев кто-то должен принести, животных кто-то должен привести и обеспечить минимум условиями выживания. Это делает человек.
Оазис - место, в котором должен поселиться человек. И в первую очередь - просто жить. Для себя, кормя себя и свою семью - и отдавая все, что взял у земли, - обратно той же земле через собственные экскременты, через экскременты домашних животных. Но с каждым урожаем, с каждым циклом жизни кустарников, плодовых и лесных деревьев, - накапливая резерв всего необходимого для продолжения жизни в себе, в деревьях, в запасах зерна, в домашних животных, в очередных элементах обустройства ландшафта. Село размером уже километр на километр с буйством растительной и животной жизни в садах, на огородах, в коровниках, свинарниках и птичниках - это элемент ландшафта. Существенный элемент!
Время вырастания такой жизни - по меньшей мере десятилетия. Ну хотя бы два.

Вот минимальный срок начала оценки вложений в ирригацию! Причем желательно не в деньгах, а в количестве людей, которые полноценно могут жить в данном ландшафте. Счет на порядки.

Степь при кочевом скотоводстве обеспечивала жизнь 1 чел./км2. Просто обводненная степь с потребительским отношением к запасенному веками почвенному плодородию - около 10 чел/км2. Это даже выше уровня возможностей земель, унаследованных от Речи Посполитой, в конце 18 века. Около 4-4.5 млн. человек на территории приблизительно трети современной Украины, всей Белоруссии, всей Литвы(около 400-500 тыс. км2). Причем из них 3.5 млн. крестьян жили в беспросветной нищете и на голодных месячных пайках от господ.

Но при этом надо переломить тенденцию к развитию тех форм жизни, которые убивают прочую жизнь. Ядовитые сорняки, саранча, опасные грибковые болезни. Это важно! Брошенное поле зарастает никому не нужным чертополохом. А в конечном итоге превращается в ту же безжизненную степь.


Земля, которая по-хозяйски, не броском-рывком, поднимается, - за поколение-два становится изобильной. Из полубезжизненной бессарабской степи конца 19 века превратилась к 1970 году в Молдавскую ССР с плотностью населения 108 человек на км2, которая не только полностью обеспечивала себя продовольствием, но и была важнейшим всесоюзного значения товарным производителем множества продуктов: молока, винограда, вин, фруктов и овощей, кукурузы, мяса птицы (больше не припомню - но и этого достаточно). Одним из благодатнейших районов проживания.

Но это именно благодаря ВЫРАЩИВАНИЮ жизни.
Показатели урожаев основных культур - третьестепенный показатель.

Так, в перестройку выяснилось, что 60% выращиваемого и потребляемого в стране картофеля производится в личных подсобных хозяйствах. Сельское население тогда составляло около 40%. И ведь он шел в городское потребление - по всем каналам: продажа на базаре, продажа через систему рабочего снабжения, через потребительскую кооперацию, через покупку картофеля у населения колхозами для выполнения планов, через прямую помощь родственникам в городе.
Но ЛПХ - не товарное хозяйство. Это именно ЛПХ. Просто в нем возникал серьезный избыток на нескольких сотках картофельных посадок на душу(имеется в виду, что на огроде выращивался далеко не один картофель). Причем ровно в тех краях, которые при меньшем количестве народа в начале 30-х мерли с голоду, имея в среднем на душу соток по 50-60(пол-десятины).

Но возникал-то он не на ровном месте. Ровно в селе моей жены, где родители отца жены в 1921-22 г. мирно отдали богу душу, перестав есть и оставив имевшееся продовольствие детям, - явно рукотворные пруды, посадки. В 80-х это были огромные фруктовые сады. Сейчас они пригодны только на дрова. У фруктовых деревьев срок плодоносящей жизни короток.
Практически за каждым огородом - участок густого лесо-кустарника. Накопителя влаги зимой-весной. Последнего прибежища насекомых, птиц - в засуху. Они стоят. И питают влагой живой почвы - окружающие огороды.

О деньгах и о товарной продукции здесь речи нет вообще!

Когда мы создали буйную органическую жизнь, умирающий от засухи червяк отдаст воду собственного тела - живому. Биологические организмы, питающиеся запасенным в земле углеродом, при переработке МЕРТВОЙ биомассы - питают влагой окружающую их почву. Если этих бактерий и грибков нет, то мертвая бимасса бесполезно сохнет - в расчете на более толковых хозяев.