От Фриц Ответить на сообщение
К Сергей Ответить по почте
Дата 24.04.2001 12:19:33 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Школа; Культура; Война и мир; ... Версия для печати

А вот ответ очаровательной Наталии - Училки с "Русского мира".

По новому кругу?
ABTOP: Училка


* * *
Уважаемый Дмитрий!

А есть ли у Теневого Министра имя? Маленький такой факт, но интересный. Не зная его имени, тем не менее могу ярко представить себе его портрет и биографию, настолько до боли узнаваем этот тип интеллектуально несгибаемого большевика.:-)

1) Исколючительно простой способ мысли. Все, что не укладывается в простую прямолинейную схему, отбрасывается как несущественное или забалтывается . В данном случае в простую прямолинейную схему никак не укладывается самая плохая в мире американская школа в сочетании с лучшим в мире высшим образованием. И то и другое произнесено в данном интервью Теневым Министром. Дабы избежать прямого вопроса: как такое могет быть, ведь в лучшие в мире университеты идут выпускники самой плохой в мире школы? - Теневой Министр делает финт ушами, мол, об университетах сейчас говорить не будем. Потому что если говорить, то придется признать, что все, сказанное о школе, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.

2) Исключительно классовый подход ко всему на свете и только с точки зрения марксизма-ленинизма. Это непрошибаемо. Тут схема проста: в капиталистическом обществе все покупается за деньги. У кого деньги есть, тот покупает себе на них хорошее образование, это привилигированное сословие, богачи-эксплуататоры. Угнетенный трудящийся народ получает жалкие крохи обучения в государственных бедняцких школах, где его учат только четырем правилам арифметики и чтению и письму. А ведь среди этого народа могут быть Шекспиры и Эдиссоны. А вот у нас мальчик из ПТУ Юрий Гагарин в космос полетел.

И попробуйте указать этому троглодиту на то, что обучение одного ученика в государственной американской школе неважно где и какой стоит около 30 тыс. долларов в год. В дорогих частных школах образование стоит в пределах 20 тыс.А обучение студента в Гарварде - 28 тыс. Таким образом, государственное образование НАМНОГО дороже частного.

3) Преобладание линейного и простого подхода в представлении картины мира, невозможность представить себе МНОЖЕСТВЕННОСТЬ, РАЗЛИЧНОСТЬ элементов этой картины и связей между ними. Поэтому отбрасывается как несущественное ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ПСИХОЛОГИЯ личности и среды.

Образование в США зависит не от школы, а от контингента, который в ней обучается. А контингент в государственных школах больших городов имеет более низкую культуру, природу и психологию с низкой учебной мотивацией. Таким образом эти огромные деньги, затрачиваемые государством на образование этого контингента, и так во многом выбрасываются на ветер. Однако в США мальчик Юра Гагарин просто никогда не оказался бы в ПТУ, потому что мальчика этого заметили бы еще в раннем детстве и вели бы его через систему дифференциального обучения и отбора прямиком на космическую орбиту.

Вот оно, главное, чего никак не может вымолвить Теневой Министр: отбор в элитные школы, классы, университеты производится НЕ ПО ДЕНЬГАМ, А ПО СПОСОБНОСТЯМ. А способности эти обязательно должны сопровождаться высокой учебной мотивацией. Попросту говоря, человек должен ХОТЕТЬ учиться и прилагать для этого максимум усилий. Общеизвестно, что можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить. А потом вот эти самые обученные в худшей в мире американской школе дети и поступают в лучшие в мире американские университеты и выходят оттуда, чтобы двигать вперед науку, технологии и т.д. и т.п. Очень просто все и никакого противоречия. А кто не хочет учиться, тот не учится.

3) Ведомственное мышление. ТОлько такое мышление способно создать в государстве ДВА министерства: просвещения - для школ - и Высшего и среднего специального образования - для ВУЗов и техникумов. Поэтому ни о какой СИСТЕМЕ образования в СССР говорить не приходится. Была система школьного образования и система вузовского образования. Два ведомства со своими интересами, задачами и целями. А вот если бы была одна СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, то многие вопросы были бы понятны даже троглодиту. Например, может ли одна часть системы опровергать другую: то есть, может ли существовать лучшая в мире высшая школа при худшей в мире средней.

Весь этот сваленный в кучу хлам, высказанный Теневым Министром, способен только задурить мозги неосведомленным людям и запутать проблему РОССИЙСКОЙ школы.

А состоит она в следующем:

1. Российскую школу необходимо реформировать.

2. Ее нельзя реформировать, слепо копируя американскую, потому что у России нет таких денег, которые затрачиваются на государственную школу в США.

3. Государство должно освободить себя от платы за обучение тех учеников, чьи родители способны и хотят оплачивать учебу своих детей. ТО есть необходимо создать систему платного образования. Однако, это образование должно быть включено в общую образовательную концепцию государства. Иными словами, образование в этих школах должно отвечать базовым требованиям, которые должны быть разработаны для всей страны. БАЗОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, а не программам. Это разные вещи. В остальном платные школы должны иметь полную свободу действий.

4. Государственная школа должна быть основана на принципе дифференцированного обучения. Дифференциация в государственной школе должна производиться на основе учебных ВОЗМОЖНОСТЕЙ учеников. Это может быть достигнуто наличием разноуровневых программ и формированием классов в соответствии с этими программами. Требуется только довести до конца уже имеющуюся дифференциацию: к существующим школам и классам с углубленным изучением тех или иных предметов добавить дифференциацию оставшихся.

РАЗНАЯ, а не ЕДИНАЯ школа - это естественный атрибут любого естественного общества. В Российской империи существовали церковноприходские школы, реальные училища, гимназии, кадетские корпуса, институты благородных девиц, Царскосельский Лицей и т.д. И Россия не избегнет возвращения к этой существующей во всем мире практике, если только вновь не станет строить коммунизм. Стараться же в НОВЫХ условиях сохранять СТАРУЮ советскую школу - значит создавать новые фикции и химеры.

Наталия

P.S. А чтобы не было таких уроков, какой приведен там, на форуме Кара-Мурзы, нужно повышать КУЛЬТУРУ всего общества. Это процесс долгий и ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ.