От Афанасий Ведеркин Ответить на сообщение
К Наталия
Дата 25.04.2001 16:43:53 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Школа; Культура; Война и мир; ... Версия для печати

А вот еще десять бочек арестантов.

Я хотел бы привести кое-какие разнородные факты (в том числе частного характера),имеющие известное отношение к затронутым вопросам. Интерпретировать их я не хочу, ограничусь простым перечислением.

1) Школьное образование. Сравнение советской системы образования с
вестернизированной.

По проблемам среднего образования (преподавание естественных наук)
написал серию статей ак. Владимир Арнольд. Он имеет возможность изучить
вестернизированную систему образования в действии, т.к.
живет сейчас во Франции и часто бывает в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Сокрашенный вариант одной из статей помещен был в "Независимой газете" от 24.01 сего года под названием "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ XX ВЕКА" (доступно в Inet). Если Вы их не видели, непременно найдите и прочитайте. Приведены факты потрясающие. Пересказывать все не буду, но не могу не привести несколько цитат (см. в конце письма, там же привожу известные мне ссылки на интернетовские источники). На всякий случай хочу подчеркнуть, что авторитет Арнольда и как ведущего мирового математика, и как специалиста в вопросах образования неоспорим: с одной стороны, он один из авторов
теории КАМ (Колмогоров-Арнольд-Мозер), с которой фактически пошла новейшая
физика (по Пригожину), совместно с Колмогоровым решил 13-ю проблему Гильберта; с другой стороны, он, как ученик Колмогорова, участвовал в школьной реформе 70-х годов.
Факты, которые приведены в его статьях, свидетельствуют: вестернизация образования порождает проблемы, несопоставимые по тяжести с теми, для искоренения которых предлагается реформа. Если бы общество было проинформировано о том, что явления, сходные с приведенными в конце письма, могут иметь место в действительности, авторы проектов реформ рисковали бы
подвергнуться суду Линча.
Вот ведь и Вы (извините) только в третьем постинге постулировали, что улучшение качества образования не является целью реформы в Вашем понимании. Это похоже на злоупотребление ожиданиями людей, которые ни в чем другом, как в улучшении качества образования, не видят смысла реформы. Качество же образования многие считают недостаточным, аргументируя свою позицию при помощи подсчета лауреатов NP и проч.

Многие участники дискуссии отстаивают позицию, которая на первый взгляд выглядит абсурдной: худшие в мире американские школы умудряются готовить материал для (пусть и не лучших в мире, но все же очень и очень пристойных) американских университетов (не путать с колледжами). Тем не менее, можно найти аргументы в защиту этой позиции. Вот сейчас у меня
на столе лежит занимательная книга Кнута-Грехема-Поташника "Конкретная математика" с предисловием все того же Арнольда, в котором, в частности, говорится: "...книга приоткрывает одну из тайн американского образования: как делать из неграмотных школьников прекрасных математиков". Действительно, педагогические приемы, применяющиеся в этой книге, совершенно изумительны. При необходимости я могу попробовать их охарактеризовать. Книга составлена на основе курса лекций, который читался _аспирантам_. Предполагается предварительное знакомство с математикой
на уровне 9-10 классов (нашей) средней школы. Курс два семестра. Подход -- исключительно системный. Это действительно образцовый учебник.

Кого учат в аспирантуре в Америке? За всю Америку не распишусь, а вот в знаменитом Йеле учат кого угодно, но только не американцев. При покойном Клинтоне произошел следующий казус: президентская администрация, озабоченная наплывом иностранцев, директивно ввела 50% норму для коренных американцев. Американцы были набраны и (о ужас!) массово вылетели
после первого семестра. Квоты были отменены.

Вы почему-то противопоставляете (мне так показалось, во всяком случае) математику физике: да, в математике американцы не ах, но в физике... Позвольте не согласиться. Согласно не помню чьему определению, "математика -- это раздел физики, в котором эксперимент дешев". Конечно, не каждая страна может позволить себе сверхпроводящий коллайдер за 20G USD, но одно дело его построить, а другое -- набрать штат ученых для его эксплуатации. Таким образом, сравнение в области математики просто чище, потому что свободней от вненаучных факторов.
Известно, что сравнение по числу NP "хромает на обе ноги", чему есть множество причин, субъективных и объективных (см, например, по этому поводу статью ак. В. Л. Гинзбурга "Почему советские ученые не всегда получали заслуженные ими нобелевские премии?", Вестник РАН, 1998, том 68, № 1, с. 51-54.). В области же математики известны следующие занимательные факты: за все время стояния Советского строя получили медали Филдса два советских математика (Новиков и Миттельман). Еще один советский математик получил NP (Канторович, в области экономики). За истекшее десятилетие медали Филдса получили еще три (или четыре?) математика -- выходца
из former Soviet Union (Зельманов, Концевич, ... -- легко можно справиться в Инет). Видимо, уровень математики скачкообразно увеличился при падении проклятого тоталитаризма. Все это я пишу к тому, что в связи с запутанностью вопроса о сравнительном потенциале передовой науки
необходимо совершенно исключить "доказательства" необходимости тех или иных реформ, базирующиеся на положении, что такое сравнение было проведено и результат его известен и не подлежит обсуждению.

К сему несколько частных фактов, интерес которых главным образом в том,что за них я могу поручиться:
а) Сын друга нашей семьи, профессора МГУ, биолога М., который живет попеременно в USA и Эрец Израэль, вернулся к родным пенатам, мотивируя это тем, что он не хочет быть неучем. Юноше сейчас ~16 лет, он вкусил прелестей американской и израильской образовательной систем. По его словам (которые подтверждает его отец), израильская система превосходит
американскую во столько же раз, во сколько советская превосходит израильскую. Как Вы понимаете, это тот контингент, где к образованию относятся со всей серьезностью. Он намерен продолжать учебу в России, да и вообще, кажется, охладел к эмигрантской тематике.
б) Давняя эмигрантка, однокурсница и хороший друг моего отца Л.И., решила на старости лет приключений ради попробовать поучить американских детишек. Окончила спец. курсы и год проработала в американской школе. Она прислала отцу длинное письмо, которое заслуживало бы опубликования. Мне оно живо напомнило известные сцены из "Четвертого позвонка" Матти Ларни,
только юмора осталось уже совсем ничего. Изложена была, в частности, следующая история
(не для брезгливых):
Идет урок физики. Некий ученик вдруг прячется под парту.
-- Джонни, что ты там делаешь? -- вопрошает наивный преподаватель.
Девочка с соседней парты поворачивается и смотрит. Ответ:
-- Он мастурбирует.
Это ни в коем случае не анекдот. Как Вы понимаете, это свидетельствует о ценной раскованности американской молодежи, которую уж никак нельзя назвать порабощенной палочной дисциплиной. По свидетельству той же Л.И., физика как предмет находится в табели о рангах на тридесятом месте, главная же оценка -- успеваемость по бейсболу.
в) Третьего дня я имел удовольствие питаться в ресторане с неким Э.Б., также давним русским эмигрантом, который очень приуспел в USA, и, как это случается, стал бОльшим фанатиком американской идеи, чем сам сенатор Маккартни со всей сенатской комиссией. Разговор у нас был деловой, к делу не идет, но он, в частности, хотел, чтобы обоснование некоего метода
было сделано в соответствии с "передовыми американскими стандартами", которые изложены "в лучшей американской книге" до которой "вам, лапотным совкам, еще расти" (не дословно, но смысл тот). После чего мне была вручена искомая книга. Авторами ее оказались Келлер и Жданов, на второй странице был помещен портрет академика Тихонова в регалиях Героя Социалистического
Труда, посвящение открывалось благодарственным словом в адрес института имени Губкина и т.п. Продвинутые геофизики в USA вишь, учатся по этой книге. Ну-ну, дай им господь.
г) По словам того же Э.Б., в Силиконовой Долине работают четыре крупные группы специалистов: индийская, китайская, еврейская, русская. Американец там -- rare avis, не иначе как "осуществляет общее руководство". Мне это напомнило школьный анекдот про попугая, который не пел и не говорил, но стоил дороже всех, потому что говорящие попугаи "зовут его шефом". У Э.Б. же получалось, что и эта патологическая ситуация свидетельствует в пользу Америки.

Непрерывно идут обсуждения американской школы среди эмигрантов и H1B спецов (с детьми, естественно) в relcom.talk, relcom.politics. В частности, один H1B (естественно, бывш. физик, естественно к.ф.-м.н., естественно, из Силиконовой Долины) страшно разорялся, когда
его чадо притаранило из школы лабораторную работу по физике, в которой выяснило (вместе со всем классом, по заданию преподавателя) зависимось между периодом качания идеального маятника и его массой (здесь я переформулировал задачу в человеческих терминах, сформулировано
было как-то совершенно дико, одним словом, шедевр американской педагогики). Папаша поперся в школу истреблять училку, но был обескуражен: она поблагодарила его за ценное разъяснение, сообщив, что ни очем подобном она понятия не имела.

Кстати, замечание Зотеева о нелепости цифры 30K USD/y на ученика при всей недопустимости его формы, по существу, видимо, верно. Даже если он завысил количество учащихся в полтора раза, ~10E12USD/y на образование только -- нонсенс даже при нынешней инфляции.

Я хотел посвятить этот пункт только общеобразовательной школе, но коль скоро все так перемешалось, отмечу еще два момента:

-- Известно, что в USSR школьная программа и университетская программа первого курса были согласованы. Это огромное дело. Независимые изменения школьной программы недопустимы.
-- Независимое существование министерств "среднего" и "высшего" образований совершенно естественно в связи с качественно различными потребностями чисто материальными. Например, подготовка инженера-физика по специальности "физика реакторов" требует и массы специального оборудования, и взаимодействия с профильными организациями. Согласование же необходимо в смысле, заданном предыдущим пунктом, но именно оно сейчас под угрозой.

Отдельно хочу отметить и такую уж совсем бессмысленную меру, как введение 12-тилетнего обучения. Блиц-опрос, проведенный среди моих знакомых, показал, что эта мера возмущает всех без исключения.

2) Высшее образование.

а) Отмена вступительных экзаменов.
б) Платное обучение.

Эти два пункта обычно увязываются.

По поводу вступительных экзаменов было письмо Союза Ректоров (т.е., в конечном счете, ведущих специалистов). Губительность этого шага очевидна для всех без исключения сотрудников учебных заведений (во всяком случае, я другой реакции не наблюдал). Письмо ректоров было проигнорировано с восхитительным цинизмом. Соответствующая статья в "Известиях" вызвала у меня слезы умиления. Ссылаются (естественно) на "общепризнанную
необходимость реформирования" и мнение анонимных "ведущих специалистов". Всячески раздувается в связи с этим "проблема коррупции" при вступительных экзаменах. Если верить газетам, она имеет гомерические размеры. Аз, грешный, десять лет вращаясь вокруг этой системы, не видел ничего подобного описываемому газетами (в физике во всяком случае, но газетчики и не делают ни для кого исключений). Мои коллеги все без исключения также заинтригованы. В газетах иногда приводят суммы, которые "государство
теряет в результате коррупции в ВУЗах". Они находятся где-то по соседству с теми 300G USD, которые злобные совдеповские старушки ныкают под матрацами, не желая делиться с любимым либеральным государством.

В МГУ сейчас на платный поток набирают с полупроходным баллом. Как выразилась моя знакомая А.Б., преподаватель кафедры филологии МГУ, к.н.: "это еще терпимо, все же не окончательные дуболомы". Она же поделилась впечатлениями от преподавания в "колледже". По ее словам, когда она предъявила учащимся список необходимой литературы, встал некий
юноша бледный со взором горящим и изрек: "Что за /*skip*/? Для того ли мы плотим бабки, чтобы читать какие-то книжки? Подать нам сюда корочки и никаких гвоздей".

Таковы вот реалии _сильно_ платного обучения в высшей школе.

Что касается общеобразовательного обучения платного для всех, кроме "социально слабых", то могу себе представить, каковы будут школы у этих бедолаг. У Вас как-то получается, что в школы "для хороших мальчиков" попадут хорошие мальчики, а "социально слабые" должны быть отделены, как козлища от агнцев, и пущай они вонутрях себя наркоманятся
и проч. На самом деле в сложившемся положении Вы просто предлагаете поделить детей на два сорта по произвольному признаку -- благосостоянию родителей (с тем же успехом можно отделять голубоглазых блондинов, что уже делалось), и с "отсеянными" не особо церемониться. Критерий, по которому Вы предлагаете делить, не имеет почти никакого отношения к тем качествам, которые Вы предполагаете отфильтровывать. Нехорошо получается.
Все это у Вас обставлено какими-то сложными словесами, но реальность при реализации Ваших утопических проектов будет проста, как выеденное яйцо.

Кроме того, из всего изложенного можно видеть, что рассуждая о "школьной реформе", мы имеем в виду целое множество практически несвязанных между собой крупных изменений, причем не только их совокупный эффект неочевиден, но трудно оценить все последствия даже одиночного такого шага. При управлении такой сложной и важной системой это
недопустимо.

Постинг получился _очень_ длинный, между тем многие вопросы даже не затронуты. И это неудивительно. Я хотел еще немного откомментровать Ваши тезисы о недостатках, присущих советской школе (с позиций своего личного опыта, естественно, ученического), но вижу, что получилось уже недопустимо длинно, поэтому с сожалением оставляю эту идею.

С уважением!

А.В.

ЦИТАТЫ И ССЫЛКИ.

Арнольд В.И., "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ XX ВЕКА"

"...Американские исследователи выяснили, что разделить 1(1/4)
на 1/2 могут лишь лучшие из учителей арифметики в их средних школах
(число этих "лучших" учителей составляет всего 1% от числа всех). "

"Студент 4-го курса одного из лучших парижских университетов
спросил меня на письменном экзамене по дифференциальным уравнениям:
4/7 больше или меньше единицы"

"Министр науки и образования Франции хотел резко сократить
преподавание математики в школе, обнаружив младшеклассника,
который на вопрос "сколько будет два плюс три?" отвечал:
"Три плюс два, так как сложение коммутативно" (а что сумма равна пяти,
сосчитать не мог). Боюсь, что и нам в России угрожает подобная же реформа."

"Осенью 2000 года в Москву приезжали представители фирмы "Боинг"
из Сиэтла. Они рассказали мне, что не могли бы поддерживать традиционно
высокий технический уровень своих разработок, если бы не использовали
труд лучше американцев подготовленных иностранцев - японцев, китайцев
и русских, которых в школах еще до сих пор продолжают учить как основам
фундаментальных наук, так и умению думать и решать нетривиальные задачи.
Но они опасаются, что американизация обучения вскоре ликвидирует и этот
источник кадров, и хотели бы помочь сохранить в России школьное образование.
(Мои попытки практически использовать это желание фирмы "Боинг" пока не
увенчались успехом вследствие неповоротливости наших Обломовых.) "

Арнольд В.И., "НУЖНА ЛИ В ШКОЛЕ МАТЕМАТИКА"
http://science.ng.ru/printed/policy/2000-10-18/6_kazuist.html

Арнольд В.И., "АНТИНАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МАТЕМАТИКА", ВЕСТНИК РАН,том 69, № 6, с. 553-558, 1999 г.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/ARNOLD.HTM

"Недавно я направил в "Заметки Американского математического общества" письмо
"Является ли дискриминация российских математиков политически корректной?".
Редакция удалила опасное заглавие вместе с моей теорией, объясняющей дискриминацию
первооткрывателей, воспроизведенной ниже: "...имеется социологическая причина,
по которой американское общество всегда поддерживает, скорее, рекламно-деловую
активность, чем изобретения: обществу нужнее способствовать быстрому распространению
идей, чем их созданию. Типична здесь история создания телефона (скорее всего,
неизвестная читателю). Верховный суд США признал, что Белл использовал изобретение
А. Меуччи, но только тогда, когда его приоритет уже не мог более иметь для изобретателя
какого-либо практического значения..."

"Недавно возник новый вид работорговли. Мои друзья - биологи, химики, физики
- рассказывали мне, что американские и европейские университеты приглашают
российских исследователей, платят им гроши (превосходящие, однако, российские
профессорские зарплаты, которые в июле 1998 г. были порядка сотни долларов в месяц,
а сейчас, вероятно, раза в три-четыре меньше, при почти одинаковых
ценах на продовольствие в Москве и, например, в Париже). Эти русские рабы трудятся изо
всех сил, но публикации подписывают не они, а сотрудники приглашающей лаборатории.
Технология присвоения результатов российских математиков иная, но итог такой же:
эти результаты по большей части приписываются западным эпигонам..."

"Расцвет математики в уходящем столетии сменяется тенденцией подавления науки и
научного образования обществом и правительствами большинства стран мира..."

"Математика сейчас, как и два тысячелетия назад, - первый кандидат на уничтожение.
Компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными.
Правительства всех стран начали исключать математические науки из программ средней школы."

"Особенно опасна тенденция изгнания всех доказательств из школьного обучения.
Роль доказательств в математике подобна роли орфографии или даже каллиграфии в поэзии.
Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, не способен отличить правильное
рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные
политики. Результатом могут стать массовый гипноз и социальные потрясения."