От Катрин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.08.2009 12:59:05 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Хозяйство; Версия для печати

С.Г. Кара-Мурза об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС

http://news.km.ru/rossiya_dvizhetsya_k_prevrashhen
«Россия движется к превращению в трущобы»
08:00 20.08.2009


Стоимость ремонта Саяно-Шушенской ГЭС растет просто на глазах. Еще накануне управляющий директор ОАО «РусГидро» (которой принадлежит СШ ГЭС) Борис Богуш заявлял, что восстановление гидроэлектростанции – это вопрос свыше 10 млрд руб. Но не прошло и суток, как оценочная сумма выросла вчетверо, после того, как на место аварии приехал лично министр энергетики РФ Сергей Шматко.

Полное восстановление СШ ГЭС займет несколько лет, ведь в результате аварии три гидроагрегата уничтожены полностью, состояние других – «предварительно не очень хорошее». Полностью масштаб и характер разрушений можно будет оценить после осушения машинного зала ГЭС, затопленного и частично разрушенного в результате ЧП, сообщает Интерфакс.

Оценить причины и возможные последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшей крупнейшей техногенной катастрофой после Чернобыля, KM.RU попросил политолога и публициста Сергея Кара-Мурзу:

– В августе судьба снова преподнесла нам целый ряд тяжелых событий, которые заставляют задуматься о будущем. Почти уже каждый год такое бывает. В этот раз произошла серия аварий, катастроф, отказов, тяжелые теракты. В совокупности это надо рассматривать как знак того, что очень многие системы России – системы жизнеустройства, сознания, культуры – дошли до предела своих возможностей и кое-где зашкаливают. Подобные сочетания этих отказов и аварий свидетельствуют о том, что аварийный фон – очень высокий, а когда возникают такие вот «всплески», то это хорошо видно. Видно, что перешли красную черту очень многие системы.

Но нельзя говорить только о материально-технической базе России: очень важно, что в плохом состоянии находятся и люди, которые ее обслуживают. Они, можно сказать, тоже изношены – устали, живут в постоянном стрессе, в постоянных страхах перед очень многими социальными угрозами, которые их поджидают. Они страдают от того, что видят, и видят состояние своих близких. Это, конечно, операторы сложной техники. Такие люди в принципе не должны допускаться до своих рабочих мест. Но реально эти люди должны еще выполнять двойную работу, потому что, чтобы изношенная техника еще действовала (а она уже проработала без катастрофы примерно 10 лет сверх своего номинального ресурса) – это героический подвиг наших рабочих, инженеров, сантехников, тех, кто обслуживает технику. Мы не могли прогнозировать такую долгую переработку нашей техники, но все-таки самый неумолимый процесс – это старение, износ материально-технической базы.

Если бы инвестиции остановились на уровне 1990 года – это был бы шок

Каждый может сам, если бы вник в это (а это вопрос, который практически не обсуждается), увидеть динамику этого процесса. Дело в том, что в 70-80-е гг. наша техносфера росла очень быстрыми темпами, и расходы на ее содержание должны были продолжать расти, даже если бы этот рост технической базы остановился. Потому что даже чтобы снести, например, здание, требуются очень большие средства, а для нормальной работы техносферы такой большой страны обычно идет 70% инвестиций – на содержание существующей базы, т. е. на замену вышедших из строя машин, оборудования и сооружений, плюс регулярный капитальный ремонт. Где-то 20% идет на обновление, т. е. установку нового, и где-то 10% – на ликвидацию, на снос.

Так вот, если бы после 1990 года полностью остановили рост инвестиций в основные фонды, то уже это был бы тяжелейший шок. А произошло следующее: в 1991 году практически все средства на содержание техносферы России были изъяты. Вот передо мной сейчас на компьютере – динамика капиталовложения в основные фонды России. Это – страшное зрелище, потому что если бы инвестиции остановились на уровне 1990 года, это был бы шок, а за 1991–2006 гг. недовложение средств составило более $3 трлн. Это – недостаток, то, что должны были вкладывать, чтобы содержать эту техносферу, чтобы она была в порядке, даже без обновления. Более $3 трлн – это колоссальная сумма! Вот мы только сейчас, в 2007 году, пересекли рубеж половины инвестиций. Половины от уровня 1990 года! Мы только-только дошли до уровня 1975 года, в 2007 году.

Изношена, разрушена техническая база, причем все основные фонды

Так вот, этот провал и выразился в том, что изношена, разрушена техническая база, причем все основные фонды: жилищный фонд, все инженерные коммуникации, тракторный парк, производственная база в промышленности, техника, в т. ч. военная. Это – примерно общая картина. Этот провал в несколько триллионов долларов никто сейчас закрыть не может. При нынешней экономической, так сказать, системе (не будем ее описывать, да?) просто нет такого социального субъекта, который мог бы покрыть этот провал: ни частный капитал, ни государство, ни население. Т. е. это можно реально восстановить только в программе такого же типа, какой была восстановительная программа после Великой Отечественной войны. Совершенно особая, общенациональная программа, которая, конечно, в принципе не может быть выполнена для нас на рыночных основаниях, а тем более – на основаниях того рынка, который сложился в олигархической системе.

И поэтому сейчас никто не пытается остановить процессы старения. Его бросили просто на естественный ход событий. Если взять жилищный фонд – то, что касается буквально каждого человека (даже шкурный интерес заставляет задуматься об этом!), то капитальный ремонт не производится. Две трети фонда уже требуют, уже отложен его капитальный ремонт. Этот капитальный ремонт никто не может оплатить. Поэтому Россия объективно, независимо ни от каких идеологий, в неумолимом ритме движется к превращению в трущобы, в огромную трущобу на огромной территории. А при нашем климате основная масса населения в трущобах в принципе выжить не может.

Сергей Кара-Мурза
Политолог и публицист
Источник: KMnews