|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Alex55
|
|
Дата
|
01.09.2009 13:37:32
|
|
Рубрики
|
Катастрофа; Хозяйство;
|
|
Хозяин - как глава биосоциального организма - биосоциоза
В моем нынешнем понимании Хозяин - это главная фигура биосоциального сообщества.
Теперь на примере. Вырастает в степи у Лукоморья дуб зеленый кто-то обронил желудь. Этот дуб обеспечивает развитие мощной подземной биоты, находящейся в симбиозе с корнями дуба. На самом дереве поселяются птицы, под деревом возникает муравейник. Листьями дуба кормятся шелкопряды, а полакомиться желудями приходят кабаны, которые удобряют почву в районе дуба своими экскрементами. Ранее низкая биологическая продуктивность степного участка(типично 7-10 ц углерода на га в год) - на этом участке около дуба резко(в разы) повышается. Но при этом все локальное биологическое разнообразие связано с наличием во главе него центральной фигуры, создавшей вокруг собственной жизни новый биоценоз - дуба. С гибелью этого единственного дерева все возвращается на круги своя.
В последующем за счет прорастания уже его желудей дубовая роща может постепенно расшириться. Но развитие этой рощи и все более богатого биоценоза долгое время будет определяться тем, что первоначально прорвалось сквозь трудности первоначального роста одно-единственное дерево. Которое могло засохнуть, могло быть съедено пробегающей ланью или теми же кабанами, сгореть в степном пожаре, стать жертвой саранчи, дубового шелкопряда и т.д. У его наследников жизнь проще. От насекомых их защищают птицы, которые завелись в кроне дуба-хозяина и муравьи, живущие под его кроной. Но даже если произошел степной пожар, против которого молодые дубки бессильны, старый крепкий дуб-хозяин, восстанавливает биоценоз. Причем гораздо быстрее. Поскольку погибшие деревья сами уже создали около себя благоприятные для дубов почвенные симбиозы.
Теперь берем человека. Приходит на место будущего Далматовского монастыря на Урале его основатель Далмат. Человек с мощной и здоровой психикой, труженик и праведник. Строит скит, перебивается чем бог послал(грибы, ягоды), сеет немного ржи. Про этого человека узнают. К нему сначала приходят познакомиться, пообщаться. Потом начинают приходить за советами. Человек мудрый и добрый, плохого не посоветует. А там начинают подселяться одна, другая крестьянская семья переселяются поближе к этому Хозяину. Около него они чувствуют себя спокойнее, уверенней. Расширяется запашка. У крестьян под мудрым попечительством Далмата укрепляются хозяйства, увеличивается количество скота. Из окружающего таежного леса строится монастырь. На месте вырубки - новое поле. Первый урожай по самой богатой ниве - лен. Потом рожь, овес... Через несколько лет участок превращается в пастбищный. Потом его засевают снова елями. Только тот лес, который первоначально срубили, был мрачный, темный, почти безжизненный. А новый светлый молодой лес наполняется жизнью. Птицы приносят сюда семена березы, осины, рябины, малины, земляники. В молодняке есть, чем кормиться и зайцам, и лосям(в старом лесу голодно - в нем не может расти ни подлесок, ни трава).
Тут соотношение еще веселее. Сибирская тайга аккумулирует 9 г углерода на кв. метр. Всего менее центнера аккумуляции углерода на гектар в год. Чрезвычайно низкая биологическая продуктивность. Замена перестоявшего леса сначала пасшней, потом лугом и молодым лесом - резко повышает биологическую продуктивность. Местность как бы обретает новую, более богатую жизнь.
Созданный Далматом монастырь теперь привлекает к своим стенам не только крестьян с хозяйством, но и сирот, и бобылей без всякогог хозяйства. Дает им крышу, кусок хлеба, возможность трудиться. Растущему хозяйству не хватает железа. А руда по соседству. При монахах, наследовавших Далмату, появляется Каменский железоделательный завод при Далматовском монастыре. По тем временам(17 век) ничего крупнее на Урале не было. 300 пудов железа в год.
Вокруг монастыря-хозяина на этом локальном пространстве возникает целый комплекс. Потребности железоделания в угле приводят к ускорению вырубки старых лесов и замене их пахотой, покосами, пастбищами, а потом и новыми лесами. Железо Каменского завода продвигает земледелие на восток. Появляются новые деревни, созданные уже крестьянами исходящими от монастыря. Монастырь управляет грамотным земле- и лесопользованием. Чтобы и хозяйственная жизнь расширялась, и чтобы леса не сводились, а регулярно восстанавливались.
А сюда, на железорудные месторождения, эксплуатацию которых начал монастырь, приводит тысячи своих крестьян Демидов. На время стройки завода монастырский Каменский завод обеспечивает демидовскую стройку необходимой железной утварью и продовольствием.
Вот кто есть хозяин - родитель, организатор и попечитель биосоциального сообщества(или биоценоза, если без человека), в котором, благодаря личным характеристикам хозяина, возникает расширенное воспроизводство жизни.
Петр Великий и Сталин были Хозяевами страны как раз в этом смысле. Они на месте умиравших государств породили огромные расширенно воспроизводящие жизнь биосоциальные организмы Российской империи и СССР.
В принципе, каждый человек создает вокруг себя некий связанный лично с ним мир. В котором он распоряжается, который подчиняется его воле, связан с ним, зависим от него. Он хозяин этого своего мира. Этот мир обладает относительной автономией в мирах других хозяев, в которые он со своим миром входит как органическая часть.
У крестьянина создаваемый или поддерживаемый им биосоциальный организм состоит из поля, огорода, сада, дома, хозяйственных построек, домашней живности и собственно семьи крестьянина.
У современного рядового горожанина биосоциальный организм, мир, который он создает, - это семья и домашняя обстановка, домашние животные, по нынешним временам - еще и машина, у других дача, садовый участок. Плюс то, что становится подчиненным и связанным с ним хозяйством на работе и в других местах.
А вот юридический владелец хозяйства может быть категорически не способен даже к простому воспроизводству биосоциального организма, который по какми-то причинам оказался под его руководством вместе с собственностью.
Что в таком подходе принципиально.
1)Мы восстанавливаем Аристотелев подход к экономике как поддержанию и развитию комплексного хозяйства вместо того уродства погони за прибылью, которую Аристотель первоначально обозвал хрематистикой.
2)Мы показываем, что реально экономика биосоциальных сообществ не чужда природе, но является простым и естественным продолжением развития природных экосистем, просто во главе этих экосистем становится человек, который своими знаниями и орудиями труда способен ускорять экспансию биологической жизни.
3) Мы декларируем правильность и естественность как монастырской формы хозяйственного развития прошлых веков, так и моделей Петра и Сталина.
4)Реабилитируется слово "богатство". Которое, вроде как от Бога.
Богатый - тот, кто создает или успешно воспроизводит вокруг себя большой биосоциальный организм, создает условия для расширенного воспроизводства и роста других миров, других биосоциальных организмов. Такая личная способность - и вправду от Бога. Кто-то и семью склеить не может.
5) Классическая рыночная экономика(хрематистика) при таком рассмотрении выступает либо как способ паразитирования на уже имеющихся биосоциальных системах, либо как способ разрушения закостеневших форм жизни с целью освобождения пространства для обновления биосоциозов нормального типа. По аналогии с выжиганием перестоявших лесов.
6) Экономика современности, финансовыми средствами сжимающая жизнь к социальным системам больших городов и к несамовоспроизводящимся экосистемам(например, современные сорта злаков, которые не могут воспроизводиться от семян собственного урожая), - является просто преступной по отношению к жизни на Земле.
>А разве хозяин не может быть "над практической жизнью" ?
>Помните у Некрасова Вот приедет барин, барин нас рассудит...
>Речь по-видимому должна идти о неразрывности обратной связи между хозяйствованием и условиями жизни хозяйствующего.
При биосоциозном подходе к пониманию, кто есть хозяин, хозяином является только тот, кто неразрывно связан с возглавляемым им хозяйством и биосоциальной системой множественными прямыми и обратными связями. Причем в пользу роста и расширения хозяйства и биосоциоза.