Икра в СССР, по-моему, гораздо интересней, чем мы это себе представляем.
Обратите внимание, ведь к началу 50-х она была бросовым продуктом, - дешевым, не имевшим спроса.
А что с ней произошло дальше? А произошло следующее. Советский человек, побывавший в Европе в 1945 году, с ужасом увидел, насколько нищей является его жизнь. И именно это определило дальнейший ход развития страны. Очень быстро указанная психологическая проблема была воспринята на уровне руководства СССР. И дальнейшее развитие происходило под знаком: "Сделать нашу жизнь не хуже".
Икра здесь оказалась очень как кстати. Дорогой. аристократический для Запада продукт, - был доступен. и мог оказаться на столе каждого советского человека, если он хотел показать свою зажиточность. Пропаганда роскошно выглядящего стола советского человека с непременной икрой среди красивых фужеров, шампанского, красивых вин, совершенно европейски выглядящих салатов оливье и др., гарниров в виде ложечки горошка, - в считанные годы сделали свое дело. Икра стала признаком того, что человек поднялся в "приличные люди". А доступность икры всем слоям населения - была козырной картой в споре с Западом. Ну не могли советские руководители поднимать цену на стремительно становящийся дефицитным, но еще недавно бросовый продукт, - на заоблачные высоты. Это был ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ козырь. За счет единственного продукта - икры - стол вполне рядового советского человека становился богаче стола западного нувориша.
Вот в чем икорный секрет! Дело не в том, насколько справедливым или несправедливым было распределение ВНУТРИ страны, для ВНЕШНЕГО ИМИДЖА было исключительно важно, чтобы икра имела такую цену, чтобы она МОГЛА оказаться на столе любого советского гражданина. Несмотря на дефициты, несмотря на черные ходы, она не имела права иметь заоблачную цену. И человек, принимающий иностранного гостя, мог честно сказать, что купил баночку икры за такую-то цену. Пусть ему даже помогло в этом местное начальство. Но иногда - и сам мог выловить в продаже. По той же весьма малой цене. Никакого мошенства!
Советский человек терпеть не может всяких там улиток, трепангов, лягушек и прочей ерунды, но признанный на мировом уровне деликатес он покупает, нисколько не смущая собственный бюджет.
Некоторое время таких АТРИБУТОВ превосходства советского образа жизни было немного. Модные прически по вполне доступным ценам советских парикмахерских, ковры, которыми славился Таджикистан(по сути - 100% аналог персидских), доступное жилье, бесплатные образование и медпомощь. Масштабы медпомощи и образования можно было наращивать, а вот икра - требовалась и на экспорт, да и производство нельзя было наращивать сверх меры при пониженной цене. И икра превратилась в первый продукт, дефицит которого ударил по самосознанию высшего советского общества. Став атрибутом богатства и зажиточности, он стал необходимым элементом на столе каждого, кто не мыслил своего существования без демонстрации собственной зажиточности и приближенности к европейской культуре.
ЛЮБОЕ решение по ценообразованию для икры было проигрышным по сути. Резкое повышение цен, чтобы сбалансировать спрос-предложение, - отторгал от числа причастных к высшему кругу массу людей, которые без этого сознания моментально вызверялись на Советскую власть. Они в ней превращались в ничто, - сущности-то не было, но ее подменяла видимость. Продолжение политики низкой цены - просто перераспределяла атрибут причастности к высшим кругам между группами высшего советского общества, делала самодовольными близких к торговле и власти, но снижала "видимостный" рейтинг реальной элиты, которая тоже рано или поздно, в лице прежде всего худших представителей, начинала осознавать свою "второсортность". И тоже становилась врагом Советской власти.
Единственный способ решения проблемы таких продуктов - это низведение их в кратчайшее время до уровня продуктов обыденных. Но некоторое время они должны таки пребывать в качестве продуктов эксклюзивных - доступных не всем.
Талантливые люди, которым чужда рисовка, - чихать хотели на такие атрибуты принадлежности к высшему свету. Но их - мало. Кроме них, существуют члены их семей, далеко не всегда разделяющие высоту помыслов талантов. Кроме них существует прорва просто деловых и грамотных людей, которые должны иметь стимулы для движения вверх. Стимулы в виде предметов и продуктов, которые они должны продемонстрировать окружению, прежде всего - соперникам и явным недоброжелателям, - чтобы почувствовать свою победу. Ножницы доходов - способны превратить в такого рода атрибуты любые дорогие предметы: компьютеры, пейджеры(и это было), мобильники. Сейчас, как я понимаю, остро стоит вопрос об атрибутах ОСОБОСТИ для специалистов. Они -ничто в море тех, кто много зарабатывает. Ничкуть не хуже зарабатывает бандит, торговец, чиновник-взяточник. Специалист важных наукоемких профессий, даже зарабатывая много меньше, - при наличии атрибута, выделяющего его из безликой толпы среднего класса, - чудеса творить будет. Что-то в любом случае нужно. Но оно должно меняться, поспевать за социальными изменениями и потребностями общества в одних, других, третьих видах деятельности.