Ибо часть икры (при любом общественном строе) портится/теряется/воруется при хранении и транспортировке. Как обстояли дела с потерями икры, не знаю, но хочу поделиться наблюдениями от поездки "на картошку" (точнее, нас послали на цветную капусту). При первом посещении колхоза меня постигло удивиление: почему же на поле такая хорошая цветная капуста, а в магазине плохая? Причина оказалось очень проста: ящики, в которые её грузили, были разваливавшиеся, их сбивали гвоздями на ходу, а потом они в машине снова разваливались. Цветная капуста, которую мы грузили (и которая в момент погрузки была вполне качественная), отправлялась на самые обыкновенные овощебазы, а потом в магазины. (Меня посылали также и на овощебазы, так что немного представляю и этот механизм.) Было видно, как в машине ящики налегают один на другой и в конце концов это превращается в единую смятую массу с вкраплениями ящиков внутри. Я, конечно, не видел, как она постепенно сгнивала, но это было очень легко себе представить. При этом списание даже плохой капусты проводилось лишь до поры, пока не достигнута научно обоснованная норма потерь (точнее, даже в рамках нормы списание не производилось - начальство оставляло себе запас на случай появления совсем уж некачественной капусты). Предполагаю, что отследить реальные потери капусты (или икры) при транспортировке по данным ЦСУ СССР сложно (вероятно, все старались сдавать числа в рамках научно обоснованных потерь) - скорее уж надо опрашивать причастных к работе с икрой людей или искать в материалах "дела Океан" - когда в 1978 расстреляли Рытова и других товарищей из МинРыбХоза СССР, вероятно, следователи были замотивированы не научно обоснованные нормы соблюсти, а реально разобраться, что же творится в СССР с икрой.
Размышления о капусте привели к выводу, что основных причин столь вопиющей бесхозяйственности было две:
- всем было всё равно, какая капуста будет в магазине
- достать новые ящики было серьезной проблемой, решать которую ни у кого не было мотивации (предполагаю, что обменять часть урожая на ящики было незаконно)
Можно ожидать, что высокая цена на икру приведет к тому, что потери ее при хранении/транспортировке будут финансово ощутимыми потерями конкретного человека - который найдет способ преодолеть хотя бы явно разрешимые проблемы (или уйдет с рынка, если конкуренты смогут системно доставлять икру с меньшими потерями). В новой России на овощебазе не был, но предполагаю, что реальные потери капусты при транспортировке уменьшились (хотя декларируемые может быть и увеличились с целью уклонения от налогов). Все же сейчас в коммерческой фирме (при прочих равных) скорее не будут заниматься явно бессмысленной деятельностью по перегрузу продукта, если заведомо видно, что капуста почти вся попортится.