От Романов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.06.2019 18:17:34 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

О деградации воинских званий

Воинские звания являются важнейшей частью системы военного управления и военной организации государства. Однако в 80х -начале 90х годов в Советской, а затем и Российской армии произошла деградация этого понятия.
Русская Императорская армии обладала развитой системой чинов (званиями обладали только нижние чины) введенной еще «Табелью о рангах» Петра Великого. Система чинов была показателем положения военнослужащего в военной и государственной иерархии, его властных полномочий и одновременно показателем его социального статуса.
В ходе Великой Октябрьской Революции система чинов, как и многие другие признаки «угнетения старого режима» была уничтожена. В Красной армии в первые 17 лет её существования их не было. К введению воинских званий, как и ко многому другому в тот период нашей истории приложил руку И.В. Сталин. По крайней мере он лично правил Положение о прохождении военной службы 1935 г., вводившее звания, о чем свидетельствует адресованная ему на отдых телеграмма Молотова, о том, что Положение с его правками готово к опубликованию.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА и об утверждении положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА», содержало определение воинского звания:
«Особо ответственные задачи в деле обучения и воспитания красноармейских масс, возложенные на начальствующий состав в целом, и ведущая роль командира в бою требуют установления военных званий, отчетливо выражающих военную и специальную квалификацию каждого командира, и начальствующего лица, их служебный стаж и заслуги, их власть и авторитет, как командиров и начальников Рабоче-Крестьянской Красной Армии…». Отметим, что в дальнейшем иных определений этого важнейшего юридического и военного понятия в законодательстве дано не было, нет его и сейчас. Именно это и сыграла свою роль в дальнейшем деградации этого понятия.
Важнейшую роль в развитии воинских званий сыграла Великая Отечественная война. В самый тяжелый её период с начала 42 -44гг было издано 11 постановлений высшего органа СССР – Государственного комитета обороны:
1. Постановление ГКО СССР от 22 января 1942 г. № 1180сс «Вопросы ВВС Красной Армии».
2. Постановление ГКО СССР от 3 марта 1942 г. № 1381 «О введении персональных воинских званий инженерно-техническому составу артиллерии Красной Армии».
3. Постановление ГКО СССР от 7 марта 1942 г. № 1408 «О введении персональных воинских званий инженерно-техническому составу автобронетанковых войск Красной Армии».
4. Постановление ГКО СССР от 26 марта 1942 г. № 1494 «О введении интендантских званий».
5. Постановление ГКО СССР от 3 апреля 1942 г. № 1528 «О введении персональных воинских званий инженерно-техническому составу ВВС ВМФ».
6. Постановление ГКО СССР от 17 июня 1942 г. № 1912 «О введении персональных воинских званий всему инженерно-техническому составу береговой службы Военно-Морского Флота Союза ССР».
7. Постановление ГКО СССР от 13 сентября 1942 г. № 2303 «О введении персональных воинских званий начальствующему составу артиллерии Красной Армии, имеющему среднее техническое образование».
8. Постановление ГКО СССР от 2 января 1943 г. № 2685сс «О введении персональных воинских званий военно-медицинскому и военно-ветеринарному составу Красной Армии».
9. Постановление ГКО СССР от 4 февраля 1943 г. № 2822 «О введении персональных воинских званий инженерно-техническому, юридическому и административному составу Красной Армии»;
10. Постановление ГКО СССР от 14 февраля 1943 г. № 2890 «Об установлении персональных воинских званий для интендантского, медицинского, ветеринарного, административного и юридического состава ВМФ».
11. Постановление ГКО СССР № 6766 от 21 октября 1944 г. «О введении воинских званий офицерскому составу ВВС КА, АДД, ИА ПВО и ВВС ВМФ, имеющему среднее техническое образование».
Сам факт того, что в этот тяжелейший период нашей истории было обращено внимание на этот вопрос, свидетельствует о его важности в боеспособности войск. Однако только введением званий изменения не ограничились. На их основе была построена развитая система продвижения офицеров по службе.
Все военнослужащие носившие специальные воинские звания подчинялись единому центральному органу военного управления, имеющего свою систему кадровых органов, в значительной мере независимую в назначениях от командования фронтов, округов, флотов. Таким образом очерчивалась «карьерная область», в которой происходило продвижение офицеров – специалистов. Кроме этого, так как присвоение очередных званий не носило обязательный характер, а обуславливалось усмотрением начальников на местах, имеющих право задерживать их присвоение в случае неудовлетворительной службы, уровень званий очерчивался круг возможных кандидатов для назначения на любую должность. Проще говоря, если офицер имел звание, то значит со своей должностью он справлялся и его можно было продвигать дальше.
Немаловажную роль сыграла и обособление с помощью званий офицеров-специалистов от командного состава – важнейшей категории офицеров. Продвижение офицеров, имеющих различные звания происходило по различным правилам, с различной скоростью, а отбор осуществлялся по различным критериям.
Система, созданная в годы в годы Великой Отечественной войны, просуществовала без существенных изменений до начала 80-х годов, когда специальные звания были уничтожены (остались только некоторые из них – мед. Службы, юстиции). Таким образом была стерта грань между командным составом и специалистами, и уничтожены карьерные области, в которых происходило их продвижение. Потеря узкой специализации привела к снижению профессионализма. Воинское звание, выражаясь словами вышеуказанного Постановления 1935 года, перестало отчетливо выражать военную и специальную квалификацию каждого командира, и начальствующего лица.
Окончательный удар по системе воинских званий был нанесен в 1991 году, когда было отменено право командиров оказывать в присвоении воинских званий офицерам, имеющих существенные недостатки в несении службы и в личном поведении. Присвоение звания с этого момента стало обусловлено только выслугой срока в предыдущем воинском звании. Также было отменено право понижать в звании офицеров за проступки. Фактически, с этого момента получения очередного воинского звания, соответствующего занимаемой должности, стала правом офицера.
С этого момента воинское звание в значительной мере утратило значение, как показатель заслуг офицера. На практике часто бывало, что офицер мог быть злостным нарушителем воинской дисциплины, но звание ему все равно присваивалось своевременно.
В 2016 году был сделан маленький шаг в исправлении сложившейся ситуации. Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ было установлено что воинское звание не присваивается военнослужащим:
А) находящемуся в распоряжении командира (начальника);
б) в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;
в) в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка - до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;
г) в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению - до применения к военнослужащему взыскания;
д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по по «негативным» основаниям;
е) до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:
дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
ж) до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
з) до погашения или снятия его судимости;
и) до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту;
к) военная служба которому приостановлена.
В определенном смысле внесенные изменения исправили ситуацию. Тем не менее воинские звания не вернулись к тому значению которые они имели до начала 80х годов. В то время звание офицера говорило о том, что он способен справляться с задачами, соответствующими его воинскому званию. Это позволяло принимать обоснованное решение о возможности продвижения его на вышестоящую должность. Специальность офицера, закрепленная в звании, показывала траекторию его продвижения, и делало невозможным, например, продвижение по командной линии офицеров, не имеющих соответствующего командного опыта, как это зачастую происходит сейчас.
ИМХО, одной из причин случившегося стало то, что в законодательстве не было закреплено определение воинского звания, как нет его и сейчас. Это позволило последовательно отказываться от различных аспектов этого важнейшего явления в угоду сиюминутным веяньям.

ignorare legis est lata culpa