От Георгий Ответить на сообщение
К Temnik-2 Ответить по почте
Дата 09.09.2004 13:16:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

На радость Темнику и Альмару. "Известия" о терроризме в России (*+)

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,

или мы опять на взлетной полосе [ 11:32 09.09.04 ]



http://www.izvestia.ru/comment/article358538

Три года назад мастер скандальных перформансов Владимир Монро вышел на Арбат, загримировавшись под бен Ладена. Монро был сопровождаем музыкантами, переодетыми в дервишей, которые наигрывали песенку Кикабидзе. Шоумен, потешно держась за бороду, выводил рулады: "Полчаса до рейса, мы опять на взлетной полосе, для кого-то просто летная погода, а для нас это проводы любви". Арбатская публика, хотя и не вся, держалась за животы - остроумная дуля американцам!

Мы считаем американцев тупыми, самодовольными, обжорливыми. Мы чем-то похожи на влюбленного в самого себя Брежнева - не случайно о его эпохе тоскуем. Наградив себя особой духовностью, на всех смотрим свысока. Но не могу себе представить, чтобы американцы или кто-либо еще устраивал анекдотичные представления по поводу российских трагедий. Зато пожертвования для нас иностранцы собирают - мы вряд ли на такое способны. И возникает крамольная мысль: нет ли запрограммированной связи между нашей нечувствительностью к чужой боли и тем, что Россия, как никакая другая страна в мире, открыта для терроризма и массового уничтожения заложников?

В Америке после 11 сентября терактов больше не случалось. В Перу, где в 1996 году террористы захватили несколько сотен заложников, спецслужбам удалось освободить всех пленников. Франция всеми силами бьется всего за двух журналистов - мы в таком количестве замечаем только попавших в беду сотрудников спецслужб. В России сообщения о терактах звучат, как прогноз погоды. Столь регулярных и кровавых событий не случается нигде в мире.

Историки спорят о том, в какую эпоху возникло явление терроризма. В век информации природа терроризма не изменилась, но трагические новости, как волны от вулкана Кракатау, быстро обходят весь земной шар. Если смысл террора в запугивании противника, то террору столько же лет, сколько самому человеку. При желании можно назвать террористами основателей некоторых мировых религий. Безусловными террористами были крестоносцы. Причисленный к лику святых Фома Аквинский в XIII веке не только предложил пять философских доказательств существования Бога, но и призывал к физическому уничтожению всех еретиков - чем не террор? Великий гуманист Кальвин в XVI веке сжег на костре великого ученого Сервета. Во времена Великой французской революции террор впервые стал государственной политикой.

Но нигде террор не расцвел столь пышным цветом, как в нашей стране. Методы маршала Тухачевского при подавлении крестьянских мятежей не отличались от действий бандитов, которые вчера орудовали в Беслане. Несколько десятилетий режим Кобы запугивал страну теми же приемами, какими сейчас запугивают заложников всякие Доку и Магасы. До сих пор в России города и улицы носят имена террористов. Имен ученых или врачей в названиях почти не встретишь.

Именно в России под терроризм впервые была подложена теоретическая база. Троцкий в работе "Терроризм и коммунизм" учил: "Революция требует от революционного класса, чтобы он добился своей цели всеми средствами, если надо - вооруженным восстанием, если требуется - террором. Вопрос о форме репрессии или об ее степени, конечно, не является принципиальным. Это вопрос целесообразности". Эта формула создана в 1920 году, когда были заложены основы государства, от духовного наследства которого мы не можем избавиться. До сих пор устрашение, как во времена Троцкого, является самым могущественным, а иногда и единственным средством нашей внутренней политики. И, естественно, с государством борются теми же методами, что использует само государство.

Мы открыты для терроризма внутренне, но терроризму в России вольготно и по другой причине. Почему в качестве главной мишени международный терроризм избрал нашу страну? Неужели Россия виноватее союзников? Сорняк растет там, где за землей не ухаживают. Террористы приходят туда, где для них открыты двери. Беззащитными нас делает не искушенность бандитов, а наша собственная беспечность, отсутствие порядка, неэффективность государственных систем, прежде всего силовых структур. Другие страны террористы чаще запугивают, по нашей - гуляют. Для победы над терроризмом президент призвал сплотить гражданское общество. Но что у нас сделано для построения гражданского общества? Гражданское общество - пугало для чиновничьей власти.

Несколько лет назад переодетые сотрудники самого остроумного столичного журнала собирали в подземном переходе милостыню. Подавали журналистам охотно и весело, потому что они держали в руках остроумные плакаты. Например, такой: "Мой папа попал в число заложников в Перу. Подайте на один билет туда и на два обратно". Мнимых нищих охраняли нанятые милиционеры, чтобы не побили настоящие нищие.

Мы падки на такие представления - и они нас обезоруживают. Случатся ли у нас еще такие представления?




• Сергей ЛЕСКОВ