>Великая Отечественная война это совершенно особый тип войны. В ней наш народ отстоял от посягательств немецкого нацизма как территорию страны, так и ее независимость в целом. При этом все народы СССР именно в ходе ВОВ объединились в плотно спаянную нацию.
Нетрудно заметить, что именно в таком качестве Великая Отечественная война не является чем-то особенным. История разных стран знает немало войн, в которых народы отстаивали свою территорию и независимость, и которые сплотили население в единые нации. Собственно, такая война (или миф о ней) – в основе едва ли не каждой национальной истории.
Далее, даже советские идеологи в свое время избегали говорить о советском народе, как о единой нации. Они понимали, что если русским, эстонцам, и татарам сказать, что они принадлежат к одной нации (а слово «нация» у большинства населения было синонимом национальности, этнической принадлежности), то они во-первых, не поверят, во-вторых, обидятся. Большинство советского населения сохраняло традиционную этническую самоидентификацию, и ни у кого в паспорте не была указана национальность «советский». Этнические различия сохранялись и после Великой Отечественной войны, и следовательно, общность «советский народ» под классическое марксистско-сталинское определение нации не попадала.
Наконец, сама прочность этой спайки явно не выдержала испытания временем, и советский народ сегодня как общность не существует. Следовательно, он не может считаться нацией: нации куда более устойчивы.
Тем не менее, несмотря на эти несообразности, С.Г.Кара-Мурза настаивает на характеристике Великой Отечественной войны, как войны исключительно национальной, описывает ее как частное национальное дело. Но истинное всемирно-историческое значение Великой Отечественной войны состоит именно в том, что она далеко вышла за рамки межнационального конфликта. Война шла не просто с немецким государством и его союзниками – советские войска и их союзники громили преступные идеологии нацизма и фашизма заодно с их носителями. Для победы советскому руководству пришлось отказаться от изначально проповедуемого тезиса о «преступности» войны против гитлеризма. Пришлось отбросить в сторону и химеру «пролетарского интернационализма».
Война, начавшаяся как битва за «свою свободу, свою честь, свою Родину» (И.В.Сталин, 03.07.1941), продолжилась, как война за честь и свободу для всего мира. Армия победителей была армией свободных людей, и это была не просто национальная армия – это была армия, которая несла миру иной тип общественного устройства, несовместимый с гитлеризмом.
С.Г.Кара-Мурза не зря забывает о чести и свободе, как целях войны. Ему и его единомышленникам гораздо важнее целостность территории – как объекта эксплуатации – и сохранение независимости, под которой они понимают право государственной власти творить то, что ей заблагорассудится. Честь и свобода – это понятия, просто не вписывающиеся в их систему координат, им даже трудно выговорить эти слова.
Он недаром ни слова ни говорит о союзниках советского народа в этой войне. Во-первых, он предпочитает выставлять войну, которую вел СССР, частным делом СССР. Это вполне соответствует его стремлению обособить сегодняшнюю Россию от остального мира, превратить ее в резервацию для советско-русских. Во-вторых, ему просто неприятно вспоминать о демократических странах, как о союзниках.
Так понемножку в руках манипуляторов важнейшее событие XX века – всемирная Победа свободы над рабством, в котором СССР сыграл решающую роль – превращается в малозначительную победу одной империи над другой империей. Битва против фашизма низводится до отражения посягательств на территорию. Отсюда – полшага до представления войны «войной двух чудовищ», против чего автор, казалось бы, возражает. Ведь у противоположной стороны есть своя версия, согласно которой Гитлер «спасал от посягательств русского большевизма как территорию страны, так и ее независимость в целом». На вопрос о справедливости войны в принципе невозможно дать ответа, не выйдя из дурного спора «неспровоцированная агрессия vs. превентивный удар». Война была справедлива не как война за территорию, а именно как война против фашизма, и это снимает вопрос «кто первый начал»? Важно не то, кто начал, важно, чем кончилось.
Кончилось, напоминаю, уничтожением фашизма, утверждением принципа международной ответственности за преступления против человечности, утверждением права международных организаций на применение силы против агрессоров и изуверов, ликвидацией колониальных империй, установлением нового мирового экономического порядка. Вот о чем не стоило бы забывать на День Победы.
вам так кажется - П.В.Куракин26.06.2009 16:55:41 (23, 573 b)