>экономический. Есть и культурный (или культурно-исторический).
>Поэтому и хотелось вникнуть поглубже в эту проблему.
Всяко бывает. Бывает "от почвы". Гегель, например, писал что Южная Америка - гиблое место - даже животные там недоразвитые, а церкви вынуждены колокольным звоном напоминать вялому населению о необходимости исполнения супружеских обязанностей. Об Африке у него - вообще атас.
Из моего общения с армянскими друзьями отца с Эчмиадзинского завода, а также с заезжающими сюда время от времени директорами онкоцентров с нац. окраин, да и по статьям картина прорисовывается примерно такая: "У нас письменность была еще тогда-то". "Настоящие казахи голубоглазые..." Потом делается многозначительное лицо. Помню в МГУ такое лицо делали мои сокурсники евреи, ввернув что-нибудь типа "А вы знаете что старейший университет Союза - Тартусский?" Если скажешь что московский больше нравится тоже найдется примордий - "построен зеками" и снова очень многозначительное лицо. Строго говоря, примордий, вопреки названию даже не обязательно предшествует объясняемому явлению. Так один китаевед страшно ругался когда китаец объяснил ему что некий вельможа не смог стать императором потому что на его похоронах ели человечину.
Люди чувствуют "социальный заказ" и выполняют его подручными средствами. При чем в глубине души понимают что халтура. По крайней мере по началу, пока не вошли в образ. После корейской войны, когда пленные американцы разагитированные комиссарами ни за грош продавали все секреты, в США такую методику психзащиты придумали - "прививка". Дают солдатам заведомо слабое утверждение противника и предлагают опровергнуть. И те в меру способностей опровергают. За корректностью логики и аргументации нарочно не следят. В том числе за применением самой "примордиальной" логики: предшествует - значит причина. Главное оставить ощущение что "разбил" противника. Вот думаю такой процесс самораспущенности и был запущен "гласностью". Человек чувствует заказ, выдает халтуру в меру сил, его не одергивают. Окружающие и в этом чувствуют социальный заказ. Так все друг друга от способности к рассуждениям и прививают.
Меня еще в школе начал раздражать контраст межру строгой стройностью науки в школе и полным болотом в газетах и журналах где поминутно открываются "истины" объясняющие решительно все, о которых потом никто не вспоминает. Не подтверждают, но и не опровергают. Просто не вспоминают. Все эти "истины" как правило "примордии" в широком смысле слова. Наш "материализм" конечно придал примордиям определенную окраску и стиль. Китайские "примордии" не особенно прокатывали.