От Artur Ответить на сообщение
К Шура Референт
Дата 16.03.2006 11:39:35 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Re: не думайте я умею только вырезать и вставлять :-)

>>Подобно философии, Религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахма), однако в религии делается упор на культ, а в философии на интеллектуальное постижение.
>
>Фактически, в последнем абзаце дано НАУЧНОЕ определение религии. Думаю, религиозно мыслящий человек с подобным определением вряд ли согласится.

>Иными словами, философия - это раздел науки, а сама наука и научный метод познания сложился только в XVII веке в Европе и назывался Просвещением, а также разными другими словами. Подробнее и прекрасно об этом написано в книге СГКМ «Идеология и мать её наука».

>Что же касается Аристотеля, то он и не оперировал «научными» понятиями (до их возникновения ещё должно было пройти много столетий), его «философия» была скорее метафизична и в этом отношении весьма близка по духу исследованиям Будды. А то, что написано в книге от его имени - это «научный» перевод его концепций на современный европейский язык.

>Теперь - что касается Будды. Ему пришлось ещё труднее. Ведь ждать появления «правильного» научно-философского толкования его учения пришлось аж две с половиной тысячи лет без малого. А до тех пор бедняге приходилось довольствоваться ролью самого заурядного религиозного пророка и пылиться на обочине цивилизации. Теперь, слава Богу, справедливость восторжествовала и Будда, наконец-то, может по праву занять место в ряду виднейших деятелей современной философской мысли. :)

>И совершенно неважно, что в его времена никакого другого, кроме религиозного, взгляда на мир и не существовало, и то, что он делал, вполне вписывалось в рамки этой религиозности. Как, кстати, и в случае с Аристотелем. В сущности - всё это просто слова, призванные как-то описать явление. И то, что мы сейчас воспринимаем их деятельность как нерелигиозную - наше собственное представление о предмете. И только. И ничего не говорит о религиозности Будды. А мне так даже более того - говорит о той широте религиозного взгляда на мир людей древности, который позволяет, избегая упоминаний о Боге, оставаться по-настоящему религиозным человеком. Как далека эта религиозность от того, что пишется в Вашей Википедии...

>Кстати, что-то это мне напоминает, уж больно похоже на наш советский «атеизм»...


Вики я привел только как хоть одно еще подтверждение. К сожалению, есть определеная традиция не воспринимать никаке доводы, пока не дашь ссылку. Хоть ты тресни, расказывая о том, что тебя твои преподаватели философии так обучали, что ты сдавал экзамены - значит имеешь право самостоятельно судить.

Важно, что метафизика часть философии, и религия и философия имеют один и тот же предмет, отличаясь акцентами - "однако в религии делается упор на культ, а в философии на интеллектуальное постижение." Именно это я безуспешно пытался объяснить.

Теперь по поводу научной философии. Надо хорошо понимать, что речь идет по сути только о том, что научная практика то же источник философии, что вполне естественно, так как научная практика часть человеческой практики, которая всегда была и есть источник философии.

Но сказанное о "научной философии" не должно вводить в заблуждение по поводу методов доказательности - здесь наука и философия несовместимы.

Поэтому я хочу по возможности добиться как говорят когерентности наших подходов. В рамках сказанного о общности и различии подходов философии и религии, ясно что философия может быть и религией, если люди захотят ей поклоняться

:ъ)