От Шура Референт Ответить на сообщение
К Artur
Дата 17.03.2006 05:10:34 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Отрадно

>Вики я привел только как хоть одно еще подтверждение. К сожалению, есть определеная традиция не воспринимать никаке доводы, пока не дашь ссылку.

Ну, в общем, да... Как говорится, в чужом монастыре... хм... Здесь на форуме это общеупотребительная практика.

>Важно, что метафизика часть философии, и религия и философия имеют один и тот же предмет, отличаясь акцентами - "однако в религии делается упор на культ, а в философии на интеллектуальное постижение." Именно это я безуспешно пытался объяснить.

Когда я был пионером, я пытался разубедить свою бабушку, весьма истовую православную христианку, избавиться от глупых заблуждений. Ведь религия - это же опиум! Так думал мальчишка, которым я тогда был. Прошло много лет и мне довелось немного разобраться с тем, что же такое религиозность. Так вот, поверьте: отношение к религиозности как к культу - это изобретение учёного, не желающего погружаться в чуждое ему мировоззрение. Времена Просвещения породили новый взгляд на мир, его апологеты выжигали калёным железом всё, что по их мнению могло угрожать нарождающемуся новому вИдению мира и в этой схватке они добились своего. Пример же Будды говорит как раз совсем об ином: настоящая религиозность - это как раз постижение. Не стану говорить «интеллектуальное постижение», потому что сомневаюсь, что у нас одинаковое представление о том, что такое «интеллектуальное». Но это было именно религиозное постижение реальности. Методами совершенно ненаучными. Путём медитативного изучения истинной природы бытия, путём деятельного милосердия к окружающим и ощущению единства человека и природы (субъекта и объекта).

Кстати, в свете обсуждаемой здесь темы вдруг вспомнилось древнее выражение, возникшее задолго до Будды: майя. Если помните, оно нам известно как представление об иллюзорности природы бытия у древних (примерно так выглядит русский перевод английского комментария к санскритским источникам). Вот мол, какие они были тупые. Так вот, наконец-то европейская наука нашла понятия, которые можно более-менее соотнести с представлениями «наших тупых предков». Понятия эти - те самые гипостазирование и реификация, что расшифровывается более понятным языком у Малахова: «Если гипостазирование — это превращение мысли в вещь, то реификация — это превращение отношения в вещь. В любом случае и то и другое предполагает овеществление того, о чем мы мыслим». В результате пресловутое Освобождение от пут майи видится не безмозглым бегством от реальности, которая и воспринимается-то как сплошная иллюзия, а в прямо противоположном смысле - освобождение человека от заполняющих его мировоззрение «воображаемых сущностей». Сплошной конструктивизм. :) И если до Будды Освобождением специально не занимались - оно было уделом единиц, истинных подвижников, то Будда строил свою картину мира как раз вокруг этого самого Освобождения. Так что было бы нелепо требовать от него подтверждения наличия Бога. И так хватало желающих сделать из Бога «воображаемую сущность».

>Теперь по поводу научной философии. Надо хорошо понимать, что речь идет по сути только о том, что научная практика то же источник философии, что вполне естественно, так как научная практика часть человеческой практики, которая всегда была и есть источник философии.

>Но сказанное о "научной философии" не должно вводить в заблуждение по поводу методов доказательности - здесь наука и философия несовместимы.

О! Тогда придётся повториться:

> С одной стороны, философия — это гуманитарная наука, занятая истолкованием текстов. С другой стороны, философия нечто большее чем наука — это альфа и омега науки, то есть как методология и как обобщение. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Что же касается методов доказательности, то поясните, что Вы имеете в виду. Если разницу в методах доказательности, характерную для различных научных дисциплин (вроде разницы в областях квантовой физики и... к примеру, селекции, или там, в антропологии), то это одно. Если же Вы покушаетесь на самые основы научного метода, то Вам не следует вообще использовать слово философия, а лучше найти или придумать что-то более адекватное Вашему ненаучному мировоззрению. Раз Ваш метод ненаучен, Вам нечего делать в этом стане. С другой стороны, Вы ведь не признаёте, что Ваш взгляд религиозен - и за эту защиту Вам не спрятаться. Определитесь, пожалуйста.

>Поэтому я хочу по возможности добиться как говорят когерентности наших подходов. В рамках сказанного о общности и различии подходов философии и религии, ясно что философия может быть и религией, если люди захотят ей поклоняться

Да уж, ясное дело, что может. Что я могу сказать. Как-то мне приходилось принимать участие в издании книги о Бурлюке. А Бурлюк - это «старший брат», товарищ и учитель Маяковского. Именно он придумал и вместе с Маяковским развил «пролетарское художественное течение» - изначально достаточно узкое художественное явление, что-то вроде супрематизма, дадаизма и пр. (кто же знал, что из этого потом выйдет). И именно он был зачинателем движения по сбрасыванию классиков «с парохода современности». Это (второе) движение преследовало две цели - с одной стороны - эпатаж публики и тем самым привлечение её к себе и своему творчеству (реклама, одним словом), а с другой (внимание) - борьба за человечность классиков, против возведения их на пьедесталы и бездумного почитания не их дел, а их славы. Впоследствии Бурлюк эмигрировал и всю остальную жизнь прожил в США, а его друг Маяковский... попал на те же самые пьедесталы. Где-то в шестидесятых в Союзе отмечали очередной юбилей Маяковского и сочли возможным пригласить на торжества его ближайшего друга и соратника (заметьте - о том, что он тоже художник - как-то даже не вспомнили). Бурлюк приехал и на торжественном праздовании выдал нашему литературному бомонду речь, мало отличающуюся от его с Маяковским юношеских выходок. Он обвинил художественную общественность Союза, что она сделала из Маяковского бездушный памятник, лишив его жизненности и живой энергии. Словом, вышло ещё одно «сбрасывание с парохода», теперь уже современного классика и даже соратника. Как видите - Бурлюк продемонстрировал последовательность убеждений на протяжении всей своей жизни. Живая ткань жизни, жизненная энергия человека, пусть даже давно уже ушедшего от нас - вот его религиозное чувство. А Ваше представление о религии, как о поклонении «памятникам», или как любили ещё говаривать, «идолам» - никакого отношения к религиозности не имеет. Всё это - не более чем религиозная отрыжка, с которой каждый уважающий себя религиозный реформатор считал своим долгом бороться. В том числе и Будда.

Так что желающие возвести философию на пьедестал вполне могут возникнуть. И для этого вовсе не надо прикрываться маской религии - к ней это водружение никакого отношения не имеет.

Надеюсь, Вы видите, что наши представления о самих предметах «философии» и «религии» существенным образом различаются. Взаимопонимание придётся вырабатывать достаточно долго. Думаете, в этом есть смысл?