От Artur Ответить на сообщение
К Alexandre Putt
Дата 20.03.2006 13:31:18 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Re: Упрямство не компенсирует отсутствие аргументов !!!

немного о сутрах (Радхакришнан - "Индийская философия"):
Когда ведийская литература стала слишком громоздкой, ведийские мыслители оказались вынужденными систематизировать свои взгляды, и так возникла литература сутр. Основные положения даршан были оформлены в виде сутр, или кратких афоризмов. Они должны были быть как можно более краткими, свободными от всего сомнительного, способными выражать самое существенное, положить конец всяким сомнениям и, наконец, не должны были содержать ничего лишнего и ошибочного10.

Авторы сутр стараются избегать всяких излишних повторений и соблюдать строжайшую экономию в словах11. Древние писатели не соблазнялись многословием, так как полагались больше на память, чем на печатные книги. Эта чрезвычайная сжатость изложения делает сутры трудными для понимания без комментария.

У каждой даршаны(философкой школы) мы прежде всего отмечаем период философского брожения, каждая ступень которого, взятая в отдельности, выражается сутрой, или афоризмами. За этим идет описание комментариев на афоризмы, вслед за чем следуют глоссы (толкования), описания и разъяснительные компендиумы, в которых первоначальная доктрина подвергается изменениям, исправлениям и расширению. Комментарии пишутся в форме диалога, который восходит к временам упанишад как единственно адекватная форма для изложения сложной темы. Благодаря форме диалога комментатор в состоянии показать отношение взгляда, который он истолковывает, к другому взгляду, который представлен возражающим собеседником. В результате идеи утверждаются с большей силой и устанавливается их превосходство над другими.


Ньяя и вайшешика берут обычный состав понятий традиционной философии, как-то: пространство, время, причина, материя, сознание, душа и познание, – исследуют их значение для опыта и представляют результаты своего исследования в форме теории мироздания. При этом преобладающими вопросами являются вопросы логики и физики. Ньяя и вайшешика исследуют соответственно мир внутренний и мир внешний. Ньяя пространно описывает механизм познания и упорно борется со скептицизмом, который заявляет, что нет ничего достоверного. Вайшешика своей главной целью берет анализ опыта. Она (то есть система вайшешика) формулирует общие понятия, которые относятся к вещам, познанным при помощи чувства, логического вывода или авторитета. Неудивительно, что с этих позиций системы ньяя и вайшешика отстаивают веру в индивидуальную душу как в субстанциональное бытие, взаимодействующее с системой окружающих его вещей.


Гаутама(создатель ньяи), подобно Аристотелю, систематизировал принципы рассуждения, осуществил различение правильного от ложного и произвел анализ различных форм софизмов и трюков в доказательствах. Шестнадцать тем, упомянутых в первой сутре, могут рассматриваться как выражение стадий в диалектическом споре, имеющем целью приобретение знания16. Многие из более поздних работ по логике обсуждают правила спора17, хотя всех их относят к проблемам диалектики18.


Если это все не философия, то мне интересно, что тогда философия.

>>Это религия или философия ?
>
>Определите понятия. Иначе бессмысленный спор получается. Вкладываем мы разный смысл.
вики

>>Александр, вполне достаточно просто перечислить азиатские религии, каждая из которых имеет одноименную философию, что бы понять, какая тесная между ними связь. Ну а если их почитать, то вопрос просто изчезает.
>
>Так может Вы философию разглядели там, где её нет? На месте религии? Вам не кажется странным, что у Вас буддизм - философия, даосизм - философия? Ведь это в первую очередь религии. Вы можете представить религию кантианства? Религию декартианства? Я - нет.

они не рассматривают весь спектр проблем - рождение, сотворение, и проч.

>>Вот как ? Неужели мы смотрели разные ссылки ?
>>"История домарксистской философии." - это было название раздела в статье о философии. И дальше очень внятно сказано, что про индийскую философию надо прочитать в другой статье, ссылка на которую была дана. И вот в этой второй статье то буддизм был назван философией. Среди философов индусов упоминали несколько имен Радхакришнан например - автор двухтомной книги "Индийская философия", доступной в онлайне кстати говоря.
>
>Для меня это не показатель. Я просил определить понятия. Мало ли что автор подразумевает под философией.

В БСЭ излагалась позиция советской философии, а не точка зрения автора.
Позиция БСЭ не авторитет ?

>>Конечно точка зрения какого то заинтересованного индуса вам не указ, я знаю, ведь философии в Азии не было и быть не могло.
>
>В Индии религия индуизм.

А самая высокая гора Африки - Килиманджаро. Вы уже прочитали Радхакришнана ?

>>Однако же вот незадача, Аристотель включал метафизику(то, что согласно некому вашему словарю является религией)
>
>Я никогда не определял метафизику как религию. Метафизика - это часть идеалистической философии.

>> в философию, а вы говорите что это ничего не доказывает.
>>Это доказывает, что веданта, частью которой являлась метафизика, имела столько же прав называться философией, сколько и современные ей учения греческих мыслителей.
>
>Однако это священный (религиозный) текст.

LOL

Веданта - название одной из классических школ индийской философии. По поводу названия :
Радхакришнан - "Индийская философия"
Термин "веданта" буквально означает "конец веды", или доктрины, изложенные в заключительной главе вед и являющиеся упанишадами. Идеи упанишад составляют также "конечную цель веды" или сущность вед1.

Значит, повторяем - веданта, частью которой являлась метафизика, имела столько же прав называться философией, сколько и современные ей учения греческих мыслителей.

>>Да я уже говорил об этом. Будда - философ.
>
>Для меня Ваше предложение - словно "Будда - XYZ". Что за XYZ?
>> Но люди добавили в дальнейшем многое к его оригинальному учению и создали одноименную религию.
>
>Это не так. Буддизм невозможно разделить на "философию Будды" и "религию, которая возникла после".

Вики и БСЭ разделяют. Постарайтесь, может и вас получиться.


>>Я вообщем уже приводил цитату из вики, где весьма удачно определяли специализацию религии и философии, признавая совпадение их предметов изучения.
>
>По-моему, довольно плохо. Нужно определить понятия.
повторяюсь - вики.

Посмотрите к чему приводит ваше определение:

>"Религия и философия - разные сферы культуры. К первой приобщено громадное большинство человечества. Ко второй и до настоящего времени сознательно приобщены лишь немногие. Главное отличие религии от философии выражается в том, что первая преимущественно обращается к вере, а вторая, являясь наукой, - к рассудку. Религия... составляет влиятельный социальный институт, она наделена культом, церковной организацией и осуществляет важнейшие общественные функции. Философия, зотя и составляет ядро культуры, является не более чем одной из многих наук. Религия изначальней философии."

КПСС и вся советская философия тогда религия.
А даосы никогда не имели никаких социальных институтов, подобных перечисленных выше. А потом вам не кажется, что это игра слов - "составляет ядро культуры, является не более чем одной из многих наук". Где же логика. Неужели все науки, каждая сама по себе составляют ядро культуры ? Так не бывает. Все науки + искуство - это уже вся культура ! Ядро должно отличаться от всего поля. Или одно или другое. Со всей очевидностью, философия - ядро, и более чем просто одна из наук (мне привести вашу цитату, где вы говорили, что философия не наука ?)

И если философия является ядром культуры, то осуществляет важнейшие общественные функции.

Признайтесь, ваше определение крайне неудачно. Единственное остающееся отличие - церковь. Но наука в России сейчас организована в академию(т.е тоже имеет весьма жесткую организацию). Кроме того, я приводил пример даосов и кпсс.

Все признаки и их комплекс вопроса не решают. Перестаньте защищать ущербный тезис. Единственное, что в этом абзаце остается, то же самое, что в вики - культ.

То, что церковь преимущественно обращается к вере, не означает, что она пренебрегает логикой и рассудком в своих учениях. Вы не можете не заметить, что анализируя приведенные рассуждения, приходим к выводу, что разница между философией и религией, в акцентах.


Итак думаю ввиду очевидности доказаности тезисов о существовании философии в отличных от Европы местах, и доказаности тезиса о отсутствии резкой границы между религией и философией, вернуться к более интересному месту нашей дискуссии, где мы оставили наши остальные разногласия и сконцентрировались на главном.

Вы согласны с этим ?