>И так со всеми дешёвыми сенсациями белопатриотиков.
>Поделюсь своим опытом, который, наверное, имеет, методическое значение при характеристике хода рассуждений белых патриотов.
>Не так давно участвовал в региональной конференции, на которой, в том числе, обсуждался вопрос по революционным выступлениям крестьян в начале 20 века.
>Вышел известный краевед и начал доказывать, что крестьяне не имели понятия о революционной идеологии, всё дело мутили заезжие еврейчики, в основном эсеры, которые подбивали селян на "экономические" преступления: рубку леса, грабёж имений и т.п. Мол, не было никакого рев. движения, только одурманенные социалистической пропагандой крестьяне решили урвать лишнее.
>Решил я подняться, спрашиваю: хорошо, крестьяне настроены процаристки, если бы не "заезжие" - рев. движения не было. Но почему, когда народники шли "в народ" из вязали (иногда серьёзно били) и вели к уряднику? Ведь что-то изменилось в начале 20 века, когда перестали верить в царя-батюшку и стали охотно слушать "заезжих". Разве можно игнорировать подобные изменения в поведении крестьян? Разве можно забывать, что главной крестьянской традицией того времени стала ненависть к помещичьему хозяйству? Ответом было тягостное молчание.
>И так по всем основным проблемам.
Вот вам для начала тоже случай забавный. В.Маклаков в своих воспоминаниях рассказывает о судьбе одной из толстовских колоний:
"...В одной из подобных колоний, кажется в Смоленской губернии, полиция сделала обыск и увезла с собой много бумаг. В этом ничего особенного, ни тем более радостного не было. Это была очень обычная «реакция» власти на то, чего она понять не могла. Но Новоселов был в полном восторге: «Начинается». «Власть поняла, откуда ей грозит настоящая опасность. Эти маленькие искры соединятся скоро в общий костер и т. д.».
Конец Новоселовской колонии был очень трагичен, но пришел не оттуда, откуда его ожидали. Он показал, что, как ни старались толстовцы развивать в себе и в людях добрые чувства, это не всегда удается. Иллюзии колонистов были разбиты действительностью. Через немного времени, я уже не помню точно, когда именно, окружающая колонию крестьянская среда сделала из ее существования совсем не те выводы, на которые рассчитывали члены колонии. Узнав, что соседние «господа» очень добрые и даже советуют «злу не противиться», двое из соседней деревни пришли и для «пробы» увели лошадь только на том основании, что она самим им нужна. В колонии велись переговоры: как на этот факт реагировать? Можно ли обратиться к властям? Было, конечно, решено на этот путь не вступать, но послать одного из своих, чтобы усовестить крестьян и отдать похитителей на суд самой деревни. На другой день к ним пришла вся деревня; колония торжествовала, думая, что в них совесть заговорила. Но они ошиблись: крестьяне пришли взять и унести с собой все, что у них еще оставалось. Я там сам не был, а о подробностях они не любили рассказывать, но после этого оставаться в колонии никто не хотел; все оттуда уехали, а имение было куплено кем-то в личную собственность..."
Маклаков В.А. Воспоминания: Лидер московских кадетов о русской политике 1880 - 1917. - М., 2006. - С. 71 - 72.
Можно ли сказать, что водимые стихийным евразийско-солидаристским настроением испытывали классовую ненависть к горстке идеалистов, копавшихся в огороде? Вряд ли. Погромы помещичьих имений - явления того же порядка.
Мы имеем дело с очевидным низким уровнем культуры. И это ещё не в 19-м веке было заметно, а в 16-м. Если Вы посещаете "региональные конференции", то, очевидно, должны знать кто такие священник Сильвестр, окольничий Алексей Адашев, митрополит Макарий и что такое Стоглавый собор, "Домострой" и пр. Ещё эти люди понимали, что развитию России препятствует низкий уровень культуры масс её населения. Реформы Адашева - ликвидация наместничества и передача административных и судебных функций в руки местного самоуправления (очень выгодная, кстати, вещь - громадная армия Ивана IV содержалась как раз на эти "сэкономленные" деньги) - упёрлась именно в этот культурный барьер-потолок. Нет под рукой цитат из решений Стоглавого собора и слов митрополита Макария - там волосы дыбом становятся от сценок бытовой жизни крестьянства.
А если эту горючую смесь из пьянства, бескультурья и суеверия ещё накачать "агитационным материалом"?..
Здесь нужна была долгая цивилизаторская деятельность, повышение массовой культуры, приобщение её к христианским ценностям. А не погромы имений (или тотальный рынок - это кому из экстремистов как нравится).
Вот приведенная статья развивает данную тему. Вместо героической легенды о затравленных матросах над которыми измывалась зажравшаяся дворянско-помещичья офицерня и которые воспылали праведным классово-освободительным гневом - что имеем? Тупой бунт, спровоцированный левыми экстремистами.