От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Undying
Дата 22.05.2006 17:42:30 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

Как не принадлежащий ни к тем, ни к другим, могу отметить следующее

>То же самое надо сказать о законах экономического развития, о законах политической экономии, - все равно идет ли речь о периоде капитализма или о периоде социализма. Здесь так же. как и в естествознании, законы экономического развития являются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей.

Нельзя действие законов развития общества отождествлять с действием законов природы. По очень постой причине: объективные экономические законы действуют не независимо от воли людей, а только благодаря воле людей, и только через их волю. Люди наделены разумом и целеполаганием – чего совсем лишены предметы неживой природы, и растительного мира, и чем только в небольшой (по сравнению с людьми) степенью обладают животные. И это их отличие придает объективным общественным законам совсем иной характер, чем характер законов естествознания.

Далее, обладая способностью к познанию законов мира, люди могут создавать прогнозы развития общества. Которые обладают свойствами самооправдания и самоопровержения, т.е. познание законов общественного развития оказывает обратное воздействие на общество – и тем видоизменяет сами эти законы.

С диалектикой у Сталина всегда было слабовато…

>Люди могут открыть эти законы, познать их и, опираясь на них, использовать их в интересах общества, дать другое направление разрушительным действиям некоторых законов, ограничить сферу их действия, дать простор другим законам, пробивающим себе дорогу, но они не могут уничтожить их или создать новые экономические законы.

Экономические законы, на самом деле – не более чем укрупненное описание механизмов действия человеческих интересов. Если можно ограничить сферу действия интереса – то можно ограничить и сферу действия экономического закона. Если уничтожить интерес – пропадет и закон. Если создать интерес – возникнут новые законы.
Но трансформация интересов людей – это такая задача, которая если и решается сознательно, то столетиями. А чаще это происходит бессознательно, и люди только бессильно констатируют очередной конфликт «отцов и детей», не понимающих друг друга даже не в выборе средств, а в самом выборе целей.

Поэтом люди и могут все – и бессильны одновременно.