Если б еще веру в "природу" человека выкинуть
Привет!
то почти со все можно согласится.
Поэтому остановлюсь на этом моменте.
>1. Если люди и обладают свободой воли (что само по себе не очевидно), то это лишь означает, что они поступают в соответствии со своими желаниями. А откуда берутся желания? Их человек не может создать сам, из своей головы, как не может барон Мюнхгаузен сам себя вытащить из болота за волосы. Так что даже на уровне отдельно взятого человека субъективность (в смысле произвольности и непредсказуемости его поступков) весьма относительна.
Что мешает вам распространить сие вполне истматовское заявление и на те желания, которые вы выводите из, якобы, вечной природы человека - хотеть больше, чем у него есть?
>Закон возрастания производительных сил объясняется фундаментальным свойством человека, как биологического вида - желанием как можно больше иметь и как можно больше потреблять.
Вот откуда вы такое взяли? Ведь это не объяснение, а его видимость. Что понимается под терминами иметь и потреблять? Ведь потреблять можно, к примеру, почет и уважение окружающих - и как можно меньше - в материальном смысле (причем в прямом - пойманную добычу охотник даже делить сам права не имел, не говоря уж о том, чтобы съесть лучший кусок). И именно так и было на определенном этапе развития общества.
Следовательно, вы всего лишь хотите сказать - дескать, производство растет потому что люди желают больше потреблять. А желают они больше потреблять - так как такова природа человека.
Но тогда пример с престижной экономикой, когда не только не потребляли, а, наоборот, высшей доблестью считалось уничтожить производившееся годами, с максимальным напряжением сил (потлачи) с целью продемонстрировать всем и переплюнуть всех своей щедростью - камня на камне не оставляет от вашего ответа.
Как их совместить? Желания людей потребить много не было - было огромнейшее желание прослыть самым щедрым и бескорыстным (именно уничтожить то, что не удалось съесть и раздать), а производство, тем не менее, росло.
Значит, источник развития производства - не желания людей (они за историю человечества были самыми разными) а нечто иное.
Марксизм находит источник развития производства в самом производстве, точнее, в противоречии между производительными силами и производственными отношениями.
На мой взгляд, решение более изящное, чем ваше, и лучше согласующееся с фактами истории.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru