Re: Объективное ...
>Давайте поспорим.
//1. Если люди и обладают свободой воли (что само по себе не очевидно), то это лишь означает, что они поступают в соответствии со своими желаниями. А откуда берутся желания? Их человек не может создать сам, из своей головы, как не может барон Мюнхгаузен сам себя вытащить из болота за волосы. Так что даже на уровне отдельно взятого человека субъективность (в смысле произвольности и непредсказуемости его поступков) весьма относительна.//
Да, относительна. Ведь человек рождается уже в определенном обществе, где есть определенная культура, его свобода ограничена свободой воли других людей, а желания определяются также и социумом и исторической ситуацией и культурными моделями. Но дело в том, что человек способен производить сознательный выбор из своих желаний на основе своего разума. Он способен и актуализировать бессознательные желания, осознавать их и отвергать или осознавать и им следовать.
//2. Еще меньше роль субъективности на уровне общества в целом. Аналогично тому, как материальная система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов (пример: одна, отдельно взятая молекула газа, "ничего не знает" про распределение Максвелла, однако все вместе они ему подчиняются), так и общественная система подчиняются специфическим законам, независящим от воли людей. Независящим в том смысле, что каждый человек действует разумно, но "локально", а что получается "глобально" в результате всех этих локальных действий -описывается законом более высокого уровня. Об этом давно уже было сказано:
>"То, что хочет один, встречает препятствие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, что никто не хотел".
В этом есть доля истины. Но все же люди не атомы и не молекулы, они стремяться действовать сообща, а не каждый сам по себе, а потом сталкиваться в пространстве. Поэтому на свободные воли отдельных людей способны складываться в определенные тенденции общественного развития, а эти тенденции - бороться друг с другом.
//Вот этот конечный результат, независящий от воли людей, и описывается объективными законами, которые пытаются найти социальные науки.//
Он в любом случае зависим от воли людей, т.к. люди способны осознавать результаты своих стихийных действий и исправлять свои ошибки.
//Простой пример - закон возрастания производительных сил. Он подтверждается эмпирически всей историей развития человечества. Не будь этой закономерности, мы бы до сих пор сидели на дереве.//
Что значит этот закон? Вы имеете в виду научно-технический прогресс? Но в данном случае речь не идет о чисто социальном законе - это закон взаимодействия человека как вида и природы в целом, а не человека и другого человека.
//Является ли эта закономерность объективной (независящей от воли людей)? Конечно. Отдельные исключения, сообщества, выпавшие из общей тенденции развития (вроде австралийских аборигенов), оказываются нежизнеспособными и исчезают.//
Ничего подобного. Их просто загоняют в гетто или истребляют. А потом объявляют нежизнеспособными.
//Будет ли действовать эта закономерность вечно? Конечно, нет. На этом свете вообще нет ничего вечного: и люди, и Земля, и Солнечная система, и даже наша Вселенная когда-нибудь исчезнут. Однако это не повод, чтобы не признавать, что здесь и сейчас этот объективный закон действует.//
Если он не вечен и погибнет от действий самого человечества, то разве можно называть его объективным?
//Как объяснить этот закон? Строго говоря, в общем случае такая постановка вопроса некорректна. Это почти то же самое, что спросить: "как объяснить существование электрона", "в чем источник прибавочной стоимости" и т.п. Однако в данном случае ответ можно дать, т.е. объяснить поведение сложной системы свойствами ее отдельных элементов.//
Посмотрим...
//Закон возрастания производительных сил объясняется фундаментальным свойством человека, как биологического вида - желанием как можно больше иметь и как можно больше потреблять. Может быть, и к сожалению, но наши предки слезли с дерева, приручили лошадь, изобрели колесо и открыли Америку именно подгоняемые этим желанием. Простите, господа-товарищи солидаристы, но других людей у меня для вас нет.//
Развитие производительных сил объясняется стремлением человека как вида к безопасности и желанием иметь больше свободного времени для себя. Борьба за существование очень утомительна. Что же касается стремления иметь и потреблять, то оно возникло вместе с капитализмом - с ним и помрет.
//Возможно (вероятность не равна нулю), что когда-нибудь удастся вывести новую породу человека - человека альтруистического. Ну, и славно. Тогда законы развития общества изменятся. А пока они таковы, каковы люди. И эти законы действуют. И они объективны.//
А в СССР они временно перестали действовать? А везде ли они действовали? В СССР мотивация человека на то, чтобы больше иметь или больше потреблять была отклонением от нормы, по крайней мере...
С уважением, Александр