От Temnik-2 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.02.2004 16:40:22 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; История; Культура; Версия для печати

Как же все запущено. Увы.

“…В переломный момент борьбы, когда основные цели средних крестьян (земля и мир) были достигнуты, мелкобуржуазное сознание и психология породили иллюзию о возможности уйти в сторону от борьбы, отсидеться дома, переждать трудное время…

Свидетельство тому – массовое уклонение крестьян от мобилизации в Красную Армию. Вместо 275 тысяч призывников из деревни она получила лишь 534 тысячи человек (19,6%). Когда же Советская власть пыталась силой заставить крестьянина участвовать в защите революции, он брался за оружие.

Так, в Кунгурском уезде Пермской губернии в июне было одно восстание, а в июле, в связи с призывом в Красную армию, - уже 17. В них участвовало до 10 тыс. крестьян. В Оханском уезде 12 волостей отказались от мобилизации, в Красноуфимском – 23. Восстания в Поволжье и на Урале стали одной из причин падения Советской власти в этих регионах. Часть крестьян вступила в «Народную армию», формировавшуюся Комучем, уральское крестьянство служило в армии Колчака. Но, повторяю, большинство крестьян вообще не хотело воевать ни на чьей стороне.

Историографическое представление о массовом характере восстаний («кулацких») в Центральной России в период организации комбедов не подтверждается документально. За июль-август, по официальным данным, здесь произошло 73 восстания – городских, гарнизонных, крестьянских. Для деревни в эти месяцы характерны были столкновения с продотрядами (154) и антисоветские выступления (130), не причинявшие, однако, серьезного урона Советской власти. Но злоупотребление продотрядов оружием, неумелое проведение учета и изъятия хлеба, незаконные реквизиции и конфискации скота, а также плохая работа советского аппарата, присвоение партийными ячейками сельских коммунистов функций власти, конечно же, не могли не озлобить крестьян.

[“Ставили нас рядом, дорогая учительница, целую одну треть волости шеренгой и в присутствии двух третей лупили кулаками справа налево, и лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети”. (Реквизиционный отряд, руководимый большевиками из Совета).

Или из другого письма: “По приближении отряда большевиков надели все рубашки и даже женские кофты на себя, дабы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков – пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить…”

Или из третьего письма: “Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли – не было достаточно семян, - у нас были три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел ¾ - ½ на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все сельское общество тебе земно кланяется”…

Или… Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает резолюции. Крестьянин просит лова. – Зачем? – “Не согласен я”… - Председатель вынимает револьвер, убивает наповал крестьянина, и заседание продолжается. Голосование было единогласное.

У нас зарегистрирована порка крестьян в нескольких губерниях, а количество расстрелов, убийств на свету, на сходах и в ночной тиши, без суда, в застенках, за “контрреволюционные” выступления, за “кулацкие” восстания, при которых села, до 15 тыс. человек, сплошь встают стеной, учесть невозможно….

“Велели нам красноармейцы разойтись. А мы собрались думать, что нам делать, как спастись от разорения. Мы все по закону сполна отвели на станцию. А они опять приехали. Велели со сходов уйти. Мы их честно стали просить оставить нас. Обед им сготовили, все несем, угощаем, чего хотят берут, даем без денег, не жалуемся. А они пообедали и начали нас всячески задирать. Одного красноармейца поколотили. Они нас пулеметом, огнем. Убитые повалились…

И вот пошли мужики потом. Шли все 6 волостей СТЕНОЙ, на протяжении 25 верст со всех строн, в плачем, воем жен, матерей, с причитаниями, в силами, железными лопатами, топорами. Шли на совет…”

Из открытого письма Марии Спиридоновой ЦК партии большевиков.

“В Ветлужском и Варнавинском уездах Костромской губернии начальство, приехав в деревню, “целиком ставило сход а колени, чтобы крестьяне почувствовали почтение к советской власти”.

“Всыпьте им, пусть помнят советскую власть…”…

Расстрел и порка – вот поистине символ “переходной” эпохи к социализму…

…о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведенном в ЧК над иконой: “плевали, шваркали по полу”, и пошли “стеной выручать Божью Матерь”. Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулеметов. “Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненным, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед: кричат: Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем…”

Мельгунов С.П. Красный террор в России.]

И в таких то условиях РВС республики была объявлена мобилизация в Красную армию пяти призывных возрастов.

В канун годовщины Октябрьской революции в 80 уездах Центральной России почти одновременно вспыхнули восстания. Они охватили 11 из 12 уездов Рязанской губернии, 9 – в Смоленской, 7- Тамбовской, по 6 уездов в Калужской, Костромской, по 4 – в Московской, Владимирской, Тульской, Тверской, Череповецкой губерниях. Мобилизованные крестьяне, захватив оружие и разойдясь с призывных пунктов, поднимали своих односельчан на разгром комбедов, Советов, партийных ячеек…

Ноябрьско-декабрьские восстания, прокатившиеся по 138 уездам (из 268) Центральной России, были первым грозным протестом крестьянства против складывающейся системы военнокоммунистического руководства деревней….

Пережив полосу возмущений, деревни Центральной России тем не менее дали Красной Армии почти 600 тыс. человек [NB! - но не добровольцев. Такой контингент в изобилии мобилизовывали и Колчак и Деникин]. Но поскольку основные причины недовольства Советской властью не были устранены, сопротивление крестьян лишь на время изменило формы. Распространёнными стали саботаж, сокрытие хлебных запасов, уклонение от призыва в армию, достигавшие 75% (во Владимирской губернии – 90%, в некоторых уездах Курской – 100%).

С возрастание репрессий деревня перешла к методам крестьянской войны – террору против коммунистов и советских работников, разгрому колхозов, совхозов, прекратилась сдача хлеба. Дезертирство достигло грандиозных размеров. Сопротивление призыву в Красную армию переросло в вооруженную борьбу. Леса наполнились армиями «зеленых», державших в страхе сельские власти…

1919 год. Март – «чапанная война» в Поволжье, втянувшая в движение 100 – 180 тыс. крестьян. Одновременно с ними восстало 30 тыс. казаков верхнедонских станиц… Та же картина и на Украине. Неприятие продовольственной, аграрной и национальной политики, проводимой КП(б)У и Советской властью, вызвало в апреле – июле на Украине 328 восстаний… В эти же месяцы в Орловской, Курской, Воронежской губерниях в сводках ПУРа РККА зарегистрировано 238 восстаний крестьян. В промышленном регионе положение не лучше – в Тверской губернии в июле восстаниями были охвачены все уезды, в Ярославской и Костромской – в вооруженную борьбу вовлечены 35 тыс. крестьян.

Причины восстания все те же – непосильная тяжесть многочисленных повинностей, произвол, насилия, необоснованные репрессии, бесчинства и использование служебного положения советскими и партийными работниками в корыстных целях. Повсеместные лозунги восставших: за свободную торговлю, за власть Советов, за большевиков, но против коммунистов.

В сознании крестьян Советская власть ассоциировалась в демократическим этапом революции, давшем мир, землю, народовластие. С коммунистами же связывались насилия при изъятии хлеба, насаждение совхозов и коммун, принудительные повинности, мобилизация и прочие тяготы военного коммунизма.

Крестьянские восстания в тылу Красной армии привели к прорыву Южного фронта конницей Мамонтова. Это был, по оценке Ленина, «один из самых критических, по всей вероятности, даже самый критический момент социалистической революции».

[“…кулацкие банды, восстания, колокольный набатный звон, разрушенные мосты, нападения на склады, постоянные столкновения с отдельными отрядами и зверское уничтожение отдельных наших людей, связных, продовольственников, агентов санитарной службы” – описание положения “советского тыла” на Украине в 1919 году в воспоминаниях Якира.


Набатный звон – особая тема. А почему СГКМ не заглянул в советское издание “Декреты Советской власти”? Там за период лета 1918 г. есть любопытнейший декрет “О запрете колокольного звона” с “высшей мерой”, если не ошибаюсь, для нарушителей. Это какова же любовь крестьянства к советской власти была, что для организации восстания достаточно было в колокол ударить?]

Ослабить пожар крестьянской войны удалось уступками государства среднему крестьянству… Но главное – в деникинской армии, приближавшейся к Москве, крестьяне вновь увидели своего классового врага – помещиков. И тогда они вновь поддержали Советскую власть. В армию добровольно вернулись почти миллион (975 тыс.!) дезертиров.

Однако разгром Деникин не только не облегчил положение деревни, а еще более усилил государственный гнет.

1920 год… На территории Центральной России, Поволжья, Урала , Сибири уже нет интервентов, нет и армий классовых врагов. Но в 36 губерниях сохраняется военное положение – идет борьба с крестьянством, которое не хочет мириться в «военным коммунизмом». Именно 1920 год был пиком кризиса пролетарского государства: в борьбу с ним втянулась армия, на 77 % состоявшая из крестьян…

Для примера: в «чапанной» войне погибли до 200 коммунистов и советских работников. В ходе ее подавления было расстреляно свыше 600 «главарей» и «кулаков», 400 пленных, кроме того, убито не менее 1000 человек.

Обильно полита кровью донская земля. Только в Вешенском районе ревком расстрелял 600 человек, не отставали и другие… Против трех тысяч мятежников из армии Сапожкова сражались почти 15 тыс. красноармейцев. С повстанцами Украины боролись 150 тысячное регулярное войско и 28 тыс. бойцов ВОХРа. Против 50 тыс. восставших крестьян Тамбовщины действовала 100 тысячная армия Тухачевского, Какурина, Уборевича, Котовского и др. В ходе «искоренения бандитизма» десятки тысяч крестьян были осуждены и отправлены в концлагеря, расстреляны; сожжены многие деревни, разорены тысячи хозяйств.

[Не упоминается еще один метод усмирения – голод. В 1920 г. он разразился в Центральной России, через полгода – Поволжье, в 1921 г. – на Украине. Причина – систематические недоборы и изъятие семенных и страховых фондов зерна продотрядами.]

И тем не менее государство не смогло бы победить деревню, если бы не изменило своего отношения к ней. В 1921 г. Ленин вынужден был признать, что крестьянская война со всей очевидностью показала, что продолжение мер «военного коммунизма» означало бы наверняка крах Советской власти и диктатуры пролетариата».

Здесь я цитирую статью 1990 года профессора Осиповой “Обманутый класс”. За более детальной информацией можете обратиться, напр. к куда более полной работе Таисии Васильевны:

Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне.-М.: “Стрелец”, 2001.- 400с.

Наслаждайтесь. Может и Сергей Георгиевич просмотрит, не дожидаясь пока это познеры сделают.

Белые, вишь ты, с интервентами были. А как это будем квалифицировать?

“Отряды немецких военнопленных (интернационалистов, прибавляете вы) действовали наряду с другими реквизиционными отрядами…

С каким презрением говорили они о глупости русского мужика, и о том, что ему нужна палка; и какой дикий шовинизм вызвали эти отряды “интернационалистов” в деревнях – передать трудно”

М.Спиридонова.

Царскую семью расстреливала группа “военнопленного” сброда, латышские стрелки, румыны, немцы, китайцы… А если это рассматривать в комплексе с Брестским миром, репарациями? Не факт ведь что поражение обязательно потерпела бы Германия, во всяком случае в Версальском варианте. Кем предстает Ленин и его правительство в 1918 году? Сами увидим или подождем пока Познер укажет? Он хоть на национальный состав ЦК и СНК не укажет, и то ладно.

И ради чего? Что его заставляло цепляться за продовольственную диктатуру? Уже в 1918 г. есть статистические выкладки, обследования бюджетов рабочих (см. работы Струмилина), где ясно видно – получения по карточкам составляли незначительную долю дохода рабочих семей. До НЭПа большую часть рабочие зарабатывали на “вольном рынке”. О размахе черного рынка и коррупции в “продовольственном аппарате” разговор отдельный.

Ленин – доктринер и фанатик без намека на какие бы то ни было моральные принципы. А не лидер исторического масштаба за образ и наследие которого стоило бы бороться.

Разумеется, он в этом продукт своей эпохи. Такой же, как и обличавшая его Спиридонова и многие другие. Вместо глубокого анализа ситуации второй половины ХIХ - начала ХХ века сводить дело к обелению образа Ленина, пытаться сатанизировать образ царской России и белых и видеть в кровавой бане 1917 – 1921 гг. становление “альтернативного проекта”… Неумно.

И бесперспективно. Советский проект сдало первое же советское поколение, сформировавшееся не в царской России, а в СССР – на что прямо указывает даже экономист Ханин. Я бы прямо сказал – поколение хамов и “Иванов родства не помнящих”. Здесь, ИМХО, причина, а не в урбанистическом кризисе и т.п. И логическое следствие “наследия Ленина”.

Все что здесь происходит – делается не в условиях американской оккупации. И не руками клерков из временной администрации Маккартура. Кто-то этого до конца не понял.

В Харькове жили двое людей – профессор, протоиерей Николай Стеллецкий и рабочий Саенко. Профессор Стеллецкий читал лекции по нравственному богословию и писал книги против декадентов и социалистов, рабочий Саенко дезертировал из армии и примкнул к большевикам. В 1919 года Саенко стал начальником концлагеря при харьковской ЧК, арестовал профессора Стеллецкого и при отступлении их Харькова зверски убил его с другими заложниками. Где могила профессора неизвестно до си пор, а персональный пенсионер Саенко похоронен на мемориальном кладбище старых большевиков.

Рухнул “советский проект” и что оказалось? Питался он моральным фундаментом принципов проф. Стеллецкого. А похоронили его духовные дети беспринципного (не в политическом смысле, тут у него все ОК, в более глубоком, моральном и если хотите, духовном плане) палача-кокаиниста Саенко. Такая вот притча. Я не прав?

Как печально, когда СГКМ описывает, что новое поколение испанцев не знает кто такой Франко. Надо же. А когда в Харькове во второй половине 70-х сносят городское кладбище, где похоронен цвет города – классики литературы, профессора университета, купцы, общественные деятели – сие как назвать?

Вчера в новостях: градостроительный совет города санкционирует строительство в центре города рядом со зданием Земельного банка (Алчевского) образующим архитектуру всей округи 12-этаного (!!) стекло-бетонного уродца в стиле i love America. Эти маститые архитекторы что – голодают? Им мало откатов за другие “проекты”? У них есть профессиональная честь и местный патриотизм? Хоть в зародыше? А кто это дело заказывал и проплакивал – у них есть хоть капля понимания?

Вот будет стоять памятник в центре города: генерации Алчевского и генерации предпринимателей, воспитанных “советским проектом”. Алчевский открывал школы и училища, эти – их же и закрывают. Забавный круг на месте получился: от Рябушиснкого к Березовскому, от Третьяковки – к “Челси”.

А как вам “забавные мелочи” – сериалы смотрите? “Ундину”, например. Как вам образ “прислуга и хозяин” – когда сын хозяйки по барски обращается к горничной тех же лет на “ты”, она ему – на “вы” и по имени отчеству. И пипл хавает. Это диагноз. Стоило убрать “руководящую партию” и “все” восстановилось. В худшем виде и полном объеме, менее чем за 10 лет.

И кое кто, похоже, ничего не понял и ничему не научился.

О какой устойчивости и корнях “солидаризма” можно говорить, если под сугубо внешним лоском социализма расцветало, как оказалось, махрово хамское и холопское сознание? До конца 80-х ведь лучшим комплиментом было говорить – “он человек еще дореволюционной формации”, “старый профессор”, “она еще до революции была учительницей”… Новая формация как-то не котировалась. А ведь это тоже диагноз.

Новая формация может заявлять, что ей нравится убийство царя и его семьи, насколько это было политически целесообразно и обзывать гитлеровцами своих же соотечественников. Которые, в отличие кое от кого, не считали себя вправе за “братоубийственную войну” обвешивать орденами “белого знамени” и т.п.

Правильной дорогой идете, товарищи. В смысле, там же будете.