От SSC Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 01.10.2020 15:21:41 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Высота работы истребителей ВОВ - слово предоставляется Липферту

Здравствуйте!

По наводке ув.Клауса, зачитал книгу. Камрад был весьма многословен, для анализа все отдельно описанные бои из его мемуаров свёл в таблицу (вплоть до разгрома амерами летом 1944, дальше уже неинтересно):
https://vif2ne.org/nvk/forum/files/Seashch/(201001144641)_Lipfert.docx

Далее систематизировал в другую таблицу:
https://vif2ne.org/nvk/forum/files/Seashch/(201001144837)_Lipfert-stat.docx

ИТОГО:

1) до дня полного выпиливания эскадрильи при отражении налёта В-24 на Плоешти (лето 1944) отдельно описаны 45 боевых вылетов (перегоны не считал) с разной степенью детализации.

Стартовая высота выполнения задачи указана автором далеко не во всех случаях, но иногда можно предположить из контекста. Выполняемая задача также указана далеко не всегда, но аналогично иногда можно предположить из контекста.

2) из этого количества по задачам:
- свободная охота: 6 (высота установлена в 4 случаях)
- перехват из положения дежурство на аэродроме: 4 (4)
- перехват из положения в воздухе (всех видов) по наведению: 6 (5)
- перехват из неустановленного положения и спец.случаи: 2 (1)
- разведка погоды: 4 (4)
- патрулирование: 2 (2)
- сопровождение ударников: 4 (4)
- н/у (не установлено): 15 (11)

3) Высоты выполнения задачи
- свободная охота: 5км (2 вылета), при облачности - 4км (2), н/у (2)
- перехват из положения дежурство на аэродроме: сотни метров
- перехват из положения в воздухе (всех видов) по наведению: 5-6км (2 случая), 2.5-3км (2), около земли (1, низкая облачность), н/у (1)
- перехват из неустановленного положения и спец.случаи: 6км (1), н/у (1)
- разведка погоды: 5-6км (2), 2км, 0.3км (1, низкая облачность)
- патрулирование: 4.5-5км (1), 3км (1)
- сопровождение ударников: 4-5км (4)
- н/у (не установлено): 4.5-6км (3), 2.5-3.5км (4, из них один при низкой облачности), малая высота (3)

4) Т.о.:
- при выполнении типовых задач (охота, патруль, эскорт) в хорошую погоду высота полёта Липферта как правило была 4.5-5км.
- при выполнении перехвата из положения дежурство на аэродроме высота как правило малая - соответствующая высоте полёта советских самолётов.
- при выполнении перехвата по наведению с земли высота выбиралась на 0.5-1 км выше цели.
- в момент атаки советские самолёты чаще всего были минимум на 1км ниже, часто более - за исключением полётов при низкой облачности, т.е. практически всегда Липферт и Ко находились в комфортной ситуации и владели тактической инициативой в бою.

В результате, характерная цитата: "Нашей задачей было патрулирование над Новороссийском… мы спокойно пролетели над Черным морем и появились над Новороссийском на высоте 4500м. Никаких русских в воздухе не было. Так было почти всегда, когда погода была отличной, с прекрасной видимостью." Т.е. в 1941-43 РК ВВС предпочитали "воевать" в плохую погоду - а народ всё спорит, почему с Пе-2 не пикировали )).

Т.о., для занятия тактически выгодной высоты против немецких истребителяй, советским истребителям необходимо было бы лезть на высоту 5.5-6км. Но неизбежной реакцией немцев было был повышение и своей высоты до 6-7км, т.о. для сохранения инициативы нашим потребовалось бы лезть уже на 7-8км.

Тут ещё надо отметить, что, судя по Липферту и др. мемуарам, немецкие пилоты на восточном фронте отличались невысокой самодисциплиной и/или подготовкой и очень часто лезли в бой на виражах без необходимости, что тогда давало доп.шансы пилотам советским, а сейчас создаёт ложное впечатление у исследователей. На ЗФ всё было предельно жёстко, о чём в мемуарах вскользь упоминает и обсуждаемый аффтар.

С уважением, SSC