От Alex~1 Ответить на сообщение
К siberienne Ответить по почте
Дата 13.04.2007 12:21:02 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: Правая рука...

>Если же попытаться сформулировать зыбкие моменты, то:
>На чем основана надежда сторонников социализма, что человек в социалистическом обществе будет работать с той же самоотдачей, как и в обществе, где он работает исключительно на себя?

Несколько странная точка зрения. Вот, Ваш покорный слуга - типичный наемный работник в условиях рыночной экономики, правда, в силу специфики рода деятельности и квалификации - с широкими полномочиями и ненормированным рабочим днем.
Неужели я, будучи в здравом уме и трезвой памяти, скажу, что я "работаю на себя"? Я еше не настролько глуп. Нет, на себя я тоже работаю, но Вы же не это имеете в виду?
Мне также интересно, нак кого, в Ваших представлениях, работает человек при социализме?

И на чем основаны Ваши сомнения в мотивации? Вот, в СССР годов примерно так до семидесятых господствовал один из вариантов социалистической идеологии, даже с элементами коммунизма (потом это стало декорацией, и господствующими идеологиями стали идеологии капиталистические - буржуазная и пролетарская). Вы видите проблемы в мотивации? Или считаете, что одновременный прорыв практически во всех видах дейтельности, требующих квалифицированного и творческого труда - был вызван "страхом репрессий"? :)

>что общество опять не будет расслоено в силу того, что кто-то работает, а кто-то нет или плохо, что кому-то опять захочется больше власти, а кому-то быть поближе к ней?

Социализм - период переходный, поэтому в данном случае лучше говорить о коммунистических принципах.
Общество всегда в определенном смысле будет расслоено. Вопрос в том, будет ли это расслоение носить антагонистический (бишь глубоко враждебный) характер.
Давно, еше на форуме Кара-Мурзы, обсуждался вопрос о природе человека ("ему все мало, а ресурсы ограниченны"). На неоднократно вопрос, какие именно ресурсы (кроме знаний и времени) ограниченны, я ответа не получил. Точнее, получил - от участника, который придерживался право-либеральных взглядов, и который согласился, что да, ограничений он не видит.
Человеку в "материальном плане" нужно так мало, что обеспечить это, в принципе, несложно. Уже сейчас ведутся экспериментальные работы и исследования в областях, которые могут решить проблему "материального изобилия". Остается проблема "престижного потребления", но вряд ли ваши этологи будут утверждать, что это является особенностью вечной и неизбежной.
Я не очень понимаю, зачем человеку, получившему нормальное воспитание, который умеет и любит работать головой и руками (или там ногами - может, и футбол, не к ночи будет помянут, сохранится еще надолго :)) скучать и ничего не делать? Особенно в условиях наличия громадной области реальных возможностей? Ну, поставьте себя в такое положение, что не нужно "самоотчуждаться" просто для того, чтобы заработать себе на жизнь - я имею в виду, жизнь достояную и здоровую? Что Вы будете делать, как не работать, занимаясь своим любимым делом?
Либералы любят на это возражать, что, выжимая человека в гонке престижного потребления, можно достичь более высокой скорости "прогресса". Во-первых, это более чем сомнительно, если не понимать под прогрессом новые модели автомобилей, непринципиально отличающиеся от старых, или новые версии программных продуктов, которые решают (за редчайшим исключением) те же задачи, что и версии 20-летней давности?
Во-вторых, кому нужна скорость, если человек становится инструментом? В-третьих,..., в-четвертых...


>Вот отсюда в том числе либерал будет пребывать в уверенности, что природа человека неизменна, а иерархия - собственности, власти, владения ресурсами во всех ипостасях - это природное, воспроизводимое и как ни рыпайся, самое естественное для человека. Все остальное от бессмысленных попыток человека идеализировать свои возможности и историю.

Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из-под пирожков.
- Вы задаете странные вопросы, дон Румата, - сказал он. - Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал... Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по-своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а все зло от знания. Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата? - Он грустно оглядел слушателей. - Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.
- Мир все время меняется, доктор Будах, - сказал Румата. - Мы знаем время, когда королей не было...
- Мир не может меняться вечно, - возразил Будах, - ибо ничто не вечно, даже перемены... Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. - Он поучающе поднял палец. - Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.
- Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? - удивился Румата. - После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы...
- Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим... Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.

:)