От Ломоносов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 25.08.2003 16:01:43 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Алексею Исаеву, все о том же...

Здравствуйте!

Прошу прощения, господа, надоел, наверное? Все никак не могу остыть. Обсуждавшаяся тема слишком уж для меня болезненна.

Вы пишете, уважаемый Алексей:
«У меня в связи с этим такой вопрос: а не задумывались ли воевавшие тогда и сейчас о том, что не "начальники дураки" виноваты в потерях, а тот факт они сами были слабее морально, слабее физически парней в фельдграу? Что ленились окопаться после марша. Что залегали под пулеметным огнем вместо поиска путей уничтожения пулеметчика.»

Решительно не согласен с вами. Впервые оказавшемуся не передовой в тот же день или час станет ясно, что саперная лопатка ему нужнее, чем котелок. При первой же возможности необходимо как можно лучше окопаться, потому что окопчик это единственный шанс выжить при обстреле или бомбежке. Даже при сближении с позициями противника после удачной перебежки (если не подстрелили), прижимаясь к земле, сразу же насыпаешь перед собой бугорок, а затем, если обстановка позволяет, заглубляешься все глубже и глубже. Если команды двигаться дальше нет, образуется окоп. Затем окопы соединяются ходами сообщения, так и формируется временная линия обороны у переднего края. Даже во втором эшелоне и при команде «Привал!» во время марша не требуется специального приказа окапываться. Окоп только может спасти от штурмовки с воздуха, арт- или минобстрела, а ночью он еще и постель. Поэтому, пребывание на передовой это не только ежеминутное ожидание смерти, но и невероятно изнурительный труд… Иное дело, что при формировании переднего края требуется его грамотное инженерное обустройство, чему часто не придавалось значения. Одного (и то – не всегда) инженера-фортификатора на полк было явно недостаточно. В этом деле рядовые бойцы непричем.

Выпишете далее:

«К вопросу о пленных. Они разные были. Есть случаи как на фотографии: попадание в плен под давлением обстоятельств - выскочил обгоревшим из БА-10, и из огня да в полымя, под дуло МП-40 эсэсовца. А были те, кто сами свастику на белой тряпочке рисовал (хотите фото?) и сдавался.»

И здесь я осмелюсь вас поправить. Давайте научимся различать термины «попал (захвачен)» в плен» и «сдался в плен». Кто может отрицать, что были и злостные дезертиры, паникеры, и патологические трусы, которые, бросив винтовку шли к фрицам с поднятыми руками… Но большинство оказавшихся в плену попали туда не по своей инициативе. Не говоря уже о тех, кто попал раненым или контуженным, лишенным поэтому возможности сопротивляться, но когда в окружении оказывались десятки тысяч бойцов, деморализованных, зараженных паникой, брошенных командирами на произвол судьбы…. Представьте себе, как может боец, оказавшийся в такой толпе, осуществить обязанность сопротивляться до последнего патрона и искать возможность пробиваться к своим? Это удавалось либо одиночкам, либо группам, в которых проявлялся лидер – волевой и не потерявший самообладание человек, часто даже и не командир.
С уважением, Ломоносов.