Всем! Набросок основных понятий цивилизационного подхода.
Обещанный мной набросок основных понятий цивилизационного подхода, в порядке "обмена опытом" (а не обмена колкостями).
Эта модель сложилась у меня в результате работы с материалами форума (сообщения, ссылки, книги) на основе моего образования, жизненного опыта, мироощущения.
Позже я покажу, как на базе изложенного здесь анализируется проблема, сформулированная мной в вопросе Семёнову (увы, в интервью не вошло).
Понятия и термины выделены.
1. Цивилизация – способ существования человечества. Способов существования одновременно может быть реализовано и реализуется некоторое множество. Это понятие в ЦП не совпадает с понятием «цивилизация», например, в либерализме, в котором оно отражает определённое качественное состояние на общей линии развития человечества. В ЦП – «цивилизация» выражает особый вектор развития некоей человеческой общности.
2. Основа и отличие каждой цивилизации – особая культура.
3. Культура формируется и изменяется исторически под воздействием: а) эволюции представлений о человеке, б) материальной среды обитания (в первую очередь, природно-географических условий), в) других культур. Межкультурное воздействие выражается в разных формах: включая и заимствования отдельных слов, понятий, и, как крайние формы, войны, завоевания.
4. Сформировавшаяся культура характеризуется инерционностью (устойчивостью). Основная причина инерционности – передача традиций, опыта, мировоззрения от поколения к поколению при воспитании, где базовым элементом этого «механизма» является семья, дополняющим – социальное окружение, закрепляющим – школа (в той или иной форме).
5. Инерционность культуры прямо пропорциональная времени её существования, количеству носителей и обратно пропорциональна интенсивности воздействия других культур.
6. Инерционность важна тем, что со временем уменьшает прямую зависимость культуры от факторов, её сформировавших.
7. Культура имеет более устойчивое ядро и менее устойчивую сферу.
8. Ядро представляет собой «архаичный» набор взаимосвязанных элементов культуры, сформировавшийся изначально под длительным влиянием специфических условий (см. п. 3), наиболее подходящий для существования и обеспечивающий выживание и развитие человеческой общности в данных уникальных условиях.
9. Процесс развития культуры сопровождается формирование сферы, «окружающей» ядро. Сфера, по сравнению с ядром, легче изменяется в результате воздействия факторов, влияющих на культуру (см. п. 3).
10. Сфера происходит от ядра под воздействием, как минимум, специфики разделения функций различных социальных групп и складывается из сегментов (субкультур) («субкультура воина», «субкультура торговца» и т.д. и т.п.). Субкультуры разных культур по происхождению бывают аналогичными (если сформировались под действием сходных условий) или гомологичными (если соответствующий сегмент сформировался под воздействием другой культуры).
11. Различные сегменты могут иметь разную устойчивость. Это определяется спецификой существования соответствующей социальной группы – носителя субкультуры. Чем «тоньше» сегмент – тем он устойчивей, т.к. этом случае велик удельный объём ядра (это бывает, когда социальная группа существует в условиях, близких к тем, что сформировали ядро).
12. Между сферами разных культур и между различными сегментами одной сферы происходит диффузия элементов субкультур. Диффузия характеризуется величиной и направлением.
13. Для культурного ядра можно выделить процессы: а) кристаллизация, б) дрейф, в) размывание.
14. Кристаллизация ядра происходит под влиянием факторов, перечисленных в п. 3. При этом в ядро включаются взаимосвязанные, не противоречащие друг другу элементы культуры, которые обеспечивают наилучшее приспособление к имеющимся условиям существования. Кристаллизация – длительный процесс.
15. Дрейф ядра происходит по двум причинам: а) когда одна из социальных групп в сложившихся для этого условиях распространяет элементы своей субкультуры, ранее не входящие в ядро, на все прочие социальные группы и, в результате, эти элементы включаются в ядро; б) исключение из культурного ядра элементов, не принадлежащих уже ни одной субкультуре (в том числе потому, что носители этих элементов просто уничтожены).
16. При определённых обстоятельствах элементы одной культуры могут вступать в резонанс с элементами аналогичных (хотя аналогичность не строго обязательна) сегментов другой культуры. Тогда обеспечиваются условия для быстрой и сильной диффузии этих элементов.
17. Размывание ядра происходит при сильной диффузии сразу во многие сегменты сферы элементов субкультур другой культуры (других культур). При этом удельный вес ядра в культуре снижается, что приводит к уменьшению его влияния на процессы формирования сегментов сферы. В конечном итоге, размывание выше определённого предела приводит к гибели культуры и исчезновению основанной на ней цивилизации.
Теперь привожу попытку осмысления некоторых явлений, основанную на приведённых выше понятиях.
1. Цивилизация может создаваться и существовать как объединение нескольких культур. В этом случае одна из них обязательно является объединяющей культурой. Для того, чтобы культура могла играть роль объединяющей необходимо, чтобы она обладала рядом определённых качеств: а) достаточная открытость (способность включать в себя элементы других культур), б) достаточная устойчивость (включение элементов других культур не должно приводить к лёгкому размыванию ядра), в) представления о человеке, на основе которых формировалось ядро, должны исключать предпосылки к расизму. Объединение происходит благодаря процессам диффузии между сегментами сфер, причём главным процессом выступает диффузия, направленная из объединяющей культуры в прочие. Культуры, способные войти в прочное объединение, как правило, имеют достаточное количество аналогичных элементов в ядре и наоборот, не содержат в ядре элементов вступающих в сильный конфликт с элементами ядра других культур.
2. Производственные отношения, наука, искусство и т.п. – производные культуры и её части. Их изменение происходит как следствие изменения культуры.
3. Цивилизации для существования и развития используют имеющиеся у них ресурсы, которые разделяются на внутренние и внешние. Кроме того, ресурсы, разделяются на природные и созданные человеком.
4. Цивилизации, соответственно, бывают двух типов: а) использующие преимущественно внутренние ресурсы; б) использующие преимущественно внешние ресурсы (набеги, торговля, колонизация и т.п.). Они значительно различаются типом культуры, и их развитие протекает несколько разными путями.
5. Любопытно то, что, по ряду признаков, цивилизация типа «б» является одним из измерений цивилизации типа «а», гипертрофированным по той или иной причине. Например, цивилизация из-за чего-то, не смогла качественно продолжить своё развитие в мирном русле, например, при эрозии её чуждой, агрессивной культурой, избрав путь «качания мышц» и грабёж более слабых (Запад). Или просто остановилась в развитии, т.к. природа скудна и добыча основных ресурсов производится грабежами и набегами на более богатых соседей (горцы).
6. При достижении цивилизацией некоторого уровня материального развития рукотворной среды обитания, природно-географические ограничения, поддерживающие ядро культуры, перестают играть главную роль. С этого момента ядро поддерживается только за счёт инерционности, а, в таком случае, факторы межкультурного влияния приобретают первостепенное значение. В результате, при неблагоприятных условиях может начаться процесс размывания ядра.
7. Особенно опасно размывание ядра при взаимодействии культур цивилизации типа «а» с цивилизацией типа «б». Цивилизации типа «б» по своей природе более экспансивны, поэтому наибольшей опасности при этом подвергается цивилизация типа «а», т.к. размывание ядра её культуры идёт очень быстро, превышая скорость кристаллизации (попросту говоря, культура не успевает приспосабливаться к изменяющимся условиям даже в том случае, когда теоретически такая возможность есть).