>Итак, биологический механизм устойчивости известен. Некоторые религиозные мыслители из этого делают вывод, что эволюция невозможна - вероятность благоприятных мутаций чудовищно мала.
>Как на это смотрит биология?
Мутации не могут быть "обьективно" вредними или полезними. Дело в контексте как самой системи так и внешних условий, в том числе других систем. Мутация в гене гемоглобина ведет к тяжелому заболеванию - серповидно клеточной анемии если она и в папиной и в маминой хромосомах и нормальной копии гена в клетке нет. Если же одна копия гена нормальная, а другая мутантная (иной контекст в самой системе) то все ОК. Та же мутация ведет к устойчивости к малярии. Где малярии нет она "вредная", где малярия является причиной большинства смертей та же мутация "полезна".
Любой генетический скрининг это создание условий в которих желательная мутация будет полезна. Мой любимий пример - поиск генов ответственних за наведение растуших нейронних отростков на цель. В качестве модели взяли нейроны проводяшие сигнали от мозга к ногам. Взяли штамм дрозофил со скрюченними крыльями и нервних, обработали мутагеном, а потом банку с мушками перевернули над сосудом с кипяшим маслом и стали мух рукой пугать. У которих с нейронами передаюшими сигнал в ноги все в порядке с перепугу прыгали и падали в масло тисячами - летать то не могут, крылья скрюченные. А парализованние оставались сидеть на стенках банки. Полезная у них мутация была или вредная? Может где и вредная, а в данних условиях она им жизнь спасла. Ну конечно много таких мутаций может быть, не только нужние. Мух били током по глазам и смотрели прыгнет ли. Если прыгает то значит в масло не свалилась потому что слепая, руки не видела и не боялась - таких отдать в соседнюю лабу где зрение изучают. Если не пригает то бьют током по ногам. Ежели не пригает значит что-то с суставами или с мишцами - в морилку. Ну а если пригает то значит что-то не то с передачей сигнала от мозга к мишцам. Отросток нейрона заблудился и до мышц не дошел. Таких и брали для дальнейшей работи. Красили нужный нейрон внутриклеточной инйекцией красителя и смотрели действительно ли отросток нейрона заблудился и не дорос до мышци. Если да то определяли в каком гене мутация.
>Видите ли Вы какую-нибудь аналогию с развитием общества на основе собственного сознания (культуры)?
Вижу. В одних и тех же условиях можно жить множеством разних способов. В одном болоте могут жить и слон и бактерия. Но преврашаться друг в друга они не могут.
>Какие механизмы задействованы в обществе ("цивилизации") для обеспечения устойчивости и для развития, причем механизмы культурно-социальные?
Тут тоже можно приводить аналогии в биологическими системами. Например у многоклеточних организмов неконтролируемое деление всегда проблема - рак. Поетому в генах заложена программа самоуничтожения клетки которая стала делиться подозрительно часто и независимо от стимулирования гормонами. Сушествует иммунная система, убиваюшая клетки експрессируюшие чужеродние гени, например вирусние. Для обеспечения етого в каждой клетке есть система которая берет на пробу внутриклеточний белок, режет его и виставляет на поверхность, где специальние клетки натуральние киллери и проверяют ети обрезки на предмет тлетворного влияния.
Если же ближе к обшеству то инертность определяется eщe и необходимостью когерентности, чтоби било "как у людей". Семьи не атоми, а наоборот - связи. дочкам надо замуж, сыновьям жениться и для этого нужна значительная когерентность внутри культуры. А для динамичности системы сушествует социальная иерархия, которая делает решения одного обязательними для многих. Хорошая аналогия - ядерная "кнопка", в которую сведени усилия миллионов людей нескольких поколений, и которую при том может за несколько минут "нажать" один человек.