"ипотека - слишком дорогостоящее удовольствие для россиян."
http://www.rosbalt.ru/2005/01/26/193754.html
Росбалт, 26/01/2005, Главная лента 11:13
Федеральный центр не даст стране замерзнуть
О прохождении Россией осенне-зимнего отопительного сезона и перспективах развития рынка доступного жилья в интервью «Росбалту» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Юрий Тыртышов.
--------------------------------------------------------------------------------
- Юрий Павлович, два месяца назад Федеральное агентство по строительству и ЖКХ было переподчинено недавно созданному Министерству регионального развития РФ. В чем смысл этого шага?
- На мой взгляд, такое решение исходит из логики проводимой в настоящее время реформы местного самоуправления и административной реформы. Согласно Федеральному закону N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы оказания жилищно-коммунальных услуг законодательно признаны вопросами местного значения, то есть решаемыми муниципалитетом.
Закон вступает в полную силу с января 2006 года, а в текущем году проводятся подготовительные процедуры. В частности, на муниципальный уровень, районный и поселенческий, передается имущество, необходимое для выполнения предписанных полномочий, и так далее. Под эту модель корректируются налоговая и бюджетная системы.
У государственных органов власти в субъектах Федерации остаются только вопросы тарифного регулирования и социальной поддержки населения при оплате услуг, а также целевые инвестиционные программы. На федеральном уровне — федеральные целевые программы, контроль за ситуацией и законодательное сопровождение функционирования отрасли.
Появление в структуре федеральных органов власти Министерства регионального развития и передача в его ведение нашего Федерального агентства отразили потребность в иных взаимоотношениях с регионами по вопросам, отнесенным к низовым уровням власти.
- Изменились ли в связи с этим задачи и функции Агентства?
- Увеличилось количество федеральных целевых программ, заказчиком по которым теперь выступает Росcтрой. Нам передали от Минэкономразвития такие программы, как «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Юг России», программы социально-экономического развития Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Калининградской области.
Это — в дополнение к тем программам, которые мы уже реализовывали: программа восстановления Чеченской Республики, модернизации объектов ЖКХ, программа ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и другие.
Функции Агентства не изменились, но, возможно, некоторые из них получат более детализированную формулировку при идущей сейчас процедуре корректировки Положения об Агентстве.
- Как руководитель федерального оперативного штаба, как вы оцениваете первые итоги прохождения Россией отопительного сезона? Помогает ли работникам ЖКХ сравнительно теплая зима?
- Эта зима в системах ЖКХ проходит более стабильно. Некоторые сложности были при запуске отопления. С задержкой и срывами по отдельным муниципальным образованиям вошли в зиму такие регионы, как Сахалинская, Читинская, Камчатская, Владимирская области. В Ульяновской области повторился кризисный сценарий с энергодолгами. Несколько крупных аварий уже в разгар отопительного сезона произошли в Якутии. Но самые большие проблемы мы имели по Корякскому автономному округу, где руководство не только сорвало план заготовки топлива, но и не спешило признавать и исправлять ошибки.
Мы особенно тщательно готовились к первым общероссийским новогодним каникулам, потому что, как показал опыт прошлых лет, всё самое чрезвычайное в ЖКХ случается в период массовых гуляний. В итоге на контроле Росстроя находились только 6 крупных аварийных ситуаций, последствия которых удалось быстро ликвидировать.
На сегодняшний день на контроле оперативного штаба нет ни одной крупной аварийной ситуации. Думаю, что за этим стоит работа коммунальных служб, а не теплая зима. Для ЖКХ нет большой разницы между минус 20 и минус 2 — системы теплоснабжения все равно должны работать непрерывно. Для коммуникаций даже хуже, если учащаются циклы замерзания и оттаивания.
- Возможно ли в России в ближайшие годы повторение «аварийной» зимы 2002-2003 в еще более опасном варианте?
- Думаю, что нет, потому что времена омертвлявшего финансового голода в ЖКХ миновали. Финансовое положение стабилизируется. По крайней мере, прекращено накапливание значительной кредиторской задолженности. Годовые убытки предприятий составляют менее 10 процентов, тогда как раньше они доходили до трети.
В текущем году мы завершаем переход отрасли на бездотационные тарифы. Это важно не само по себе, а как мера, открывающая путь частному бизнесу в ЖКХ. Безубыточный тариф делает отрасль действительно инвестиционно привлекательной. Значит, будут обновляться сети, оборудование...
Хотя, я не стал бы умалять роль и ответственность федерального центра в деле комплексной модернизации отрасли. Мы были свидетелями того, как полная «муниципализация» коммунальной реформы в 90-х годах обернулась массовым банкротством предприятий и ростом аварийности. На мой взгляд, сегодня федеральная составляющая в инвестиционном процессе — это обязательное условие. Ведь она, помимо прочего, еще и дает возможность контроля над инвестиционным проектом и эффективностью использования средств, которые поступают из различных источников.
Я всегда выступал против полного ухода государства из сектора ЖКХ. Даже в условиях коммерциализации государственный и муниципальный сектор должен составлять не менее 25% в отраслевой структуре. Если аварийная зима 2002-2003 годов вдруг повторится, людям невозможно будет объяснить, что Москва — ни при чем.
- К вопросу о тарифах. Не опасаетесь ли вы того, что намеченный в текущем году переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ будет сорван в связи с тем, что население и без того лишилось сейчас многих льгот?
- Я не вижу такой угрозы, потому что в ЖКХ была и сохраняется очень гибкая система социальной поддержки малообеспеченных семей. Все, у кого коммунальные платежи превышают 22 процента от совокупного дохода семьи, будут получать субсидии.
В тех регионах, где соблюдались стандарты перехода на бездотационное финансирование ЖКХ, последний этап реформы пройдет безболезненно. В среднем по стране стандарты уровня оплаты населением услуг ЖКХ к концу 2004 года уже были доведены до 87%. Фактически, с учетом льгот и субсидий, население стало оплачивать 65% стоимости услуг.
В начале января мы особенно внимательно отслеживали ситуацию с ростом тарифов. В среднем по стране тарифы на услуги с началом года выросли на 23,3%. Значительный рост был допущен, например, в Костромской, Вологодской, Архангельской, Белгородской, Орловской, Ярославской областях, в Кабардино-Балкарии, Татарстане и Москве. Сейчас в Агентстве формируются группы для выезда в территории, где, на наш взгляд, обоснованность такого резкого увеличения требует проверки. В данном вопросе мы будем взаимодействовать с Федеральной службой по антимонопольной политике и по тарифам.
Одновременно будем отслеживать, насколько успешно в регионах реализуется программа предоставления субсидий малообеспеченным семьям при оплате услуг ЖКХ. Мы прогнозируем, что число получателей субсидий должно увеличиться с 13,5% до 15-17% процентов.
- Увеличится ли, на ваш взгляд, в 2005 году число граждан, для которых рынок жилья окажется, наконец, доступным?
- Я понимаю логику вашего вопроса. Если мы прогнозируем увеличение числа семей, имеющих право на получение субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг, можем ли мы говорить о росте покупательской способности на рынке жилья?
Как вы знаете, Министерство экономического развития России прогнозирует дальнейшее увеличение реальных доходов населения. Просто одновременно с этим будет меняться структура семейных расходов, увеличится доля коммунальных платежей. Изменение структуры не надо воспринимать как абсолютный показатель. За границей семья может расходовать до 40 процентов средств на оплату жилища, но при этом еще остается на безбедную жизнь.
Кроме того, на мой взгляд, решая задачу доступности рынка жилья, мы, прежде всего, должны опереться не на текущие доходы населения, а на механизмы вовлечения в оборот имеющихся сбережений граждан — плюс длительная отсрочка в погашении недостающей суммы. Однако ипотека, на мой взгляд, пока слишком дорогостоящее удовольствие для россиян.
При сохранении имеющихся темпов — примерно 7-процентном годовом росте — объем строительства жилья в 2005 году должен составить примерно 43 млн. кв. метров. Разумеется, это не те темпы, которые бы позволили решить задачу в ближайшем будущем. Поэтому сегодня мы ищем новые финансовые и административные механизмы. Пока реальными шагами в этом направлении стали принятие жилищного пакета законов и пусть и незначительное, но увеличение финансирования программы «Жилище».
В феврале вопрос о программах жилищного строительства будет вынесен на Госсовет. Мы ждем от него принципиальных решений.