Привет!
>>С точки зрения марксизма - изменения материального мира, с точки зрения идеализма (солидаризма) - изменения идеального (сознания людей).
>
>По-моему, без идеализма невозможны познание и сохранение знаний в обществе.
Разумеется, невозможны :) Человеческое сознание, создающее знания - элемент идеального.
Но речь-то идет о том, что первично, что вторично. Существует (возникает) ли сознание раньше материи?
>И вот почему. В процессе познания вначале вычленяются из общей картины сами явления, и формируется понимание о том, что они как-то взаимосвязаны.
Нет. Из созерцания никак не выявляется, например, причинно-следственная связь. Осознание ее происходит только через практику.
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания.
>По мере накопления разрозненных связей появляется необходимость их упорядочить («построить модель»).
Модель нужна для практической деятельности, а не сама по себе.
>Это происходит оттого, что мышление (сосредотачиваясь на явлениях, взаимовлиянии и переходах их друг в друга) абстрагируется от всего, что не есть «все это». В частности, абстрагируется от внутренних (сущностных, материальных) причин движения (взаимовлияний, переходов), так как эти причины еще не познаны. Тогда-то или абсолютизируется «движение», становясь «самодвижением», или «назначается» первопричина. Первопричина «движения» выступает в разных ипостасях. Научная или ненаучная абстракция, воля мифического или не мифического субъекта и пр. (Например: противоречие, закон природы, рынка; бог, дьявол, воля масс, интеллигенции, вождя…).
Это вы к чему клоните?
Развитие и движение суть не только плод мышления, а объективный факт.
Вы намекаете, что первопричина и т.д. существует только в сознании человека?
Это неверно, так как сознание объективно отражает объективную реальность.
>С уважением.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru