От SK Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.11.2015 12:41:26 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

2Alex Звенья одной цепи

Проблема потерь матчасти из-за потери ориентировки осенью-зимой 1941-1942 гг., очевидно, была очень серьезной. Тот документ, который мы рассматривали по 434-му иап, наверняка был не единственным с таким содержанием. Может быть были документы даже более высокого уровня и/или во множественном числе (если найдете еще такие поделитесь пожалуйста), т.к. 17.2.42 появилось уже целое постановление ГКО по штурманской подготовке:

РГАСПИ ф.644 оп.2 д.37 л.95 Письмо Жигарева? Новикова? И.В.Сталину № 330027сс от 17 февраля 1942 г.

В целях повышения качества штурманской подготовки курсантов школ истребителей и штурмовиков, является целесообразным ввести в программу обучения учебные полеты на ориентировку на самолете УТ-2.
Совершенствование в боевом применении летчиков в запасных полках на самолетах, получаемых для комплектования маршевых полков, поднимает качество подготовки и обеспечит отправку самолетов, предварительно облетанных и проверенных в боевом отношении.
Проект постановления ГКО представляю. К проработке проекта постановления привлекался комбриг М.М.Громов. Прошу подписать.

РГАСПИ ф.644 оп.1 д.21 л.125 Постановление ГКО № 1306сс от 17 февраля 1942 г. Об улучшении штурманской подготовки летного состава ВВС КА

ГКО постановляет:
1. Совершенствование в боевом применении на новых типах самолетов летчиков, окончивших школы ВВС, производить при запасных авиаполках в период формирования и комплектования маршевых авиаполков на получаемой материальной части с авиазаводов, установив налет не менее пяти часов.
2. Для повышения качества штурманской подготовки курсантов истребителей и штурмовиков, выпускаемых из школ, включить в программу школ первоначального обучения 10 полетов на ориентировку продолжительностью 10 часов на учебном самолете УТ-2 или У-2.
3. Всех курсантов, окончивших курс обучения, но еще не ушедших из школ, обучить ориентировке, предоставив им для этого дополнительно 10 полетов общей продолжительностью 10 часов на учебном самолете УТ-2.
4. Народному комиссару авиационной промышленности в срок до 1 июня 1942 г. передать НКО сверх установленной программы 312 самолетов УТ-2 для обучения курсантов ориентировке.
Председатель ГКО И.Сталин

Следствием этого постановления стало то, что на заводе № 47 отказались от выпуска истребителей Як-1 в пользу УТ-2. Обучение штурманской подготовке возложили на школы первоначального обучения - на УТ-2, чтобы не разбазаривать ресурс боевых машин и в целях экономии. Другим следствием принятого решения стало то, что маршевые полки стали перегонять матчасть с завода в запы. Причем перегонять не для себя, а для полков, закончивших в запах курс формирования и пополнения, т.е. ИМХО как один из этапов учебы в маршрутных полетах.

Что имели в виду конкретно про полеты на ориентировку, в чем они состояли, мне пока непонятно, т.к. любой полет: по кругу, в зону, на полигон обязательно содержит в себе элементы ориентировки. Наверное имели в виду полеты по маршруту. Другой вопрос, когда их ввели в программу обучения курсантов, и в каком виде? Дело в том, что в программе обучения могло быть специально указано, что маршрутные полеты разрешается выполнять совместно (в комплексе) с другими упражнениями. В этом случае в "маршрутную" часть полета вполне могли записать те же участки полета в пилотажную зону, на полигон и обратно (или полет по кругу "по большой коробочке"), которые ранее входили в состав соответствующих упражнений и не выделялись специально.