От Скептик Ответить на сообщение
К All
Дата 24.02.2003 19:05:37 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Ирония судьбы (разбор одного момента из Кара-Мурзы))

"Вот, оба героя — врач из поликлиники и учительница — соглашаются в том, что зарплата у них меньше, чем того заслуживает их профессия."

Тезис Кара-Мурзы понятен. Интеллигенция не замечала, что пользуется рядом дорогостоящих фундаментальных благ. Она считала, что это всё само собой разумеющиеся вещи, что они никуда не денутся. Мы кстати обсуждали на форуме эту черту значительной части народа. Что бесплатно (а на самом деле за дорого), то и не ценится. С тезисом я согласен. Но вот с аргументами Кара-Мурзы не могу согласиться.

Вот эти аргументы:
"При этом они как будто не замечают, что оба только что получили бесплатно квартиры размером «38 метров полезной площади» в хороших домах. Известно, в каком доме около метро «Юго-Западная» снимался фильм, вот и возьмем нынешнюю рыночную цену этой квартиры — 60 тыс. долларов, что эквивалентно зарплате нынешней учительницы за 100 лет. Нет, такую добавку к зарплате ни учительница, ни врач 70-х годов не замечают. Как не замечают и того, что на ту «маленькую» зарплату они могли без большого потрясения для своего кармана полететь на самолете, взять такси и т.д. Они, как дети, не знают, что все это стоит больших невидимых денег, которые и даются им как часть платы за их труд на общее благо."
Эти аргументы никак не ставят под сомнение тезис о недооплаченность труда интеллигенции. Герои Рязанова не говорят же, что ночуют на улице в коробках. Они говорят, что их недооценивают. Подразумевается, что их недооценивают по сравнению с другими частями общества, поскольку недооцененность - категория относительная. И в чем же не прав врач из поликлиники? Он совершенно правильно указал на свою маленькую заплату и подчеркнул, что квартира у него тоже небольшая, не больше чем у миллионов других людей. То есть квартира то, как у большинства, а вот зарплата меньше чем у большинства. Ведь точно такие же квартиры, в тех же домах получали и грузчики, и товароведы, и водители. В этом фундаментальном благе врач преимуществ не имел. А по зарплате уступал. И по прочим благам у него нет преимущества. Он учился в той же школе что и остальные, он отдыхал в тех же пансионатах и курортах, что и подавляющее большинство населения СССР. Он может позволить себе полететь в Ленинград, но то же самое позволяет себе и водила и торгаш. В этом они равны. А в чем же они не равны? А в зарплате, вернее в доходах. Вот этот момент и подчеркивает Рязанов.
Дом (хрущеба), в котором живу я, это характерный пример такого рода. У нас во дворе, можно сказать, была модель советского общества. Карикатурная, конечно, а от того и самая правдивая. У нас в одинаковых квартирах жили и врач, и уборщица, и конструктор с военного завода, и водитель, и продавец, и ученый из наукограда, и забулдыги. Ребенком еще до перестройки я заметил, насколько несправедливо у нас оцениваются люди. Как бы рано я не вышел во двор, я видел стайку пьяни, вечно околачивающуюся возле стола с домино, портвейном и пивом. Вся эта компашка, где-то числилась: кто в магазине грузчиком, кто на приеме пустых бутылок, кто еще кем-то в таком роде. Но каждый день с утра до вечера горлопанила песни и блевала под окнами. Их дети, кстати, тоже пошли по этой дорожке. Я очень редко видел на улице, даже в выходной день, того конструктора или того хирурга из соседнего подъезда. Они работали и очень сильно уставали. Им было не до домино и портвешка. И это была не такая интеллигенция как в "Иронии". Такие люди безумные поступки совершать не желали и не совершали. Им было не до того. Могу судить по своему отцу. Он работал в наукограде в Московской области, а жил в Москве. Уезжал в понедельник утром, приезжал в пятницу вечером, во время рабочей недели жил в гостинице от НИИ. Всю неделю начинал рабочий день в 9 утра, а приходил домой в 10 вечера, нередко и позже. Когда в пятницу, приезжал домой в Москву, то валился с ног и отсыпался всю субботу и воскресенье. Так тянулось больше 10 лет. И что у него было такого, чего не было у нашего дворового отребья? По всем фундаментальным, а значит, самым дорогостоящим благам у него не было никакого преимущества перед паразитами. Квартира такая же, как и у бездельников, дети (то есть я) в такой же школе, что и дети пьяньчуг, за 20 лет два раза съездил по льготной путевке от НИИ в Крым. И то же самое можно было сказать и о семье хирурга и о конструкторе. Это я не к тому, что надо детей отребья лишить образования, а к тому, что ни по одному фундаментальному благу у Людей в СССР не было никаких преимуществ перед вошью двуногой. Ясное дело, что ни мой отец, ни хирург, ни конструктор-оружейник социализм не поддерживали. Они кстати не поддерживают и сегодняшний строй, еще более уравнительный и издевательский по отношению к людям труда. Вот Кара-Мурза пишет в Советской Цивилизации:
"Да у нас инженер получал 100 руб, а баба Маня -50 (округленно, условно). А за "бугром" их баба Мэри -100 пиастров, а сэр инженер 300. Где же больше уравниловка? Инженер уверен, что у нас. На деле из этих цифр без выявления "неделимостей" вообще ничего сказать нельзя. Вот одна неделимость, та витальная корзина, тот физиологический минимум, который объективно необходим человеку в данном обществе, чтобы выжить и сохранить свой облик человека. Это - тот ноль, выше которого и начинается благосостояние, а на уровне нуля есть лишь состояние, без блага. И сравнивать доходы инженера и бабы Мани нужно после вычитание этой неделимости. Что же получается при таком подсчете? Эта "неделимость" составляла в СССР около 40 руб. И благосостояние бабы Мани было не 50 , а 10 руб, а у инженера (100-40)=60 руб, в 6 раз больше чем у уборщицы. За бугром благосостояние уборщицы при физ. минимуме в 40 пиастров поднималось до 60 пиастров, а у инженера до 260 пиастров. Это в 4,3 раза больше. "
Кара Мурза делает отсюда вывод, что это на западе инженер и уборщица гораздо ближе друг к другу по благосостоянию, чем советские аналоги. Удивительно как речь точно указывает на ошибку в логике Кара-Мурзы. Обратите внимание, уборщицу он назвал "бабой", а инженера "СЭРОМ", то есть господином. Уже здесь видна между ними разница, а в словах о советском инженере и уборщице, этой разницы не чувствуется. При чем здесь эти цифры в 40 руб. и 40 пиастров? Они же ничего нам не говорят. Кара-Мурза ошибся как герои Рязанова, он не подсчитал фундаментальные блага. А в них то и зарыта собака. Главная уравнительность была именно там. И сэр инженер живет в лучшей квартире, чем уборщица, и лечится в лучшей больнице и отдыхает лучше, и так далее. Грубо говоря, советский инженер заработал на 30 метров жилой площади, а баба Маня на 10 метров. А государство выдало им одинаковые квартиры по 20 метров. То есть отобрало у инженера 10 метров и подарило их Мане. Вот в чем уравниловка. И наш инженер это видел и знал.