Статья, на мой взгляд хорошо доказывает одно – несостоятельность КЛАССИЧЕСКОГО марксизма (взглядов Маркса и Энгельса). Но возникают следующие проблемы:
1) Допустим, Маркс и Энгельс построили неверные предсказания на основе своей теории и ошиблись в том, что пролетариат и буржуазия являются ведущим противоречием капитализма. Это может означать либо: а) что марксизм неверен целиком как теория, но верен как метод б) что марксизм верен и как теория и как метод, но та его часть, которая описывает капитализм неверна и ее надо развивать, в) что марксизм неверен и как метод и как теория.
2) Допустим, что Маркс и Энгельс как немцы были заражены европоцентризмом и немецким шовинизмом и считали, что славянские народы отсталые и неполноценные. Возникает вопрос: они думали так как частные лица и привносили это в свою теорию или же ими созданная теория заставляла их так думать? Исходя из данных вашей статьи, Сергей Георгиевич – возможны оба варианта.
3) Мы обсуждаем марксизм Маркса и Энгельса, но есть ведь еще марксизм например Ю. Семенова, который в принципе согласен с тем, что капиталистический Запад не может сам прийти к революции, она может начаться только на периферии и прийти к нему извне, а не изнутри (межсоциорная супериоризация). Ю. Семенов описывает капитализм как систему с ядром и периферией. Получается следующее. Ю.Семенов учел все, кроме последнего шага – он не признал революцию в России – социалистической, а считает ее антипаракапиталистической, но в принципе могут найтись такие люди, которые будут считать ее социалистической и при этом следовать Семенову. Причем его взгляды (такого неомарксиста) будут марксистскими по характеру, но будут свободны от ошибок и Маркса и Семенова.
Следовательно мы приходим к следующему:
1. Критика марксизма солидаристами только начата, но не завершена, т.к. потенциально могут появиться марксисты, которые учтут ошибки классиков и при этом будут развивать эту теорию.
2. Необходима критика марксизма не только с к экономических или культурологических позиций, а с позиций философии марксизма (творческая сущность человека, человек как совокупность общественных отношений и проч.)