От Макс Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К All Информация о пользователе
Дата 04.09.2009 18:15:20 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Управление & методология; Игнорировать ветку Найти в дереве

Конспект книги Негри и Хардта Множество: война и демократия в эпоху империализма

Краткий конспект для себя. Возможно, кому-то пригодится.

Антонио Негри, Майкл Хардт
Множество: война и демократия в эпоху империализма
Москва, 2006, изд.Культурная революция.
книга издана впервые в 2004 году.

1. Партизанская война, а за ней и движения оппозиции принимают формы,
преобладающие в производстве.
Сетевые формы протеста, скользящие союзы.
Сетевые революционные организации уже на ставят целью захват власти, но
только проведение изменений.

2. Два вида нематериального труда: интеллектуальный (производство
интеллектуальных продуктов) и аффективный - производство эмоций,
переживаний.

3.Классы формируются в ходе классовой борьбы.

4.Тенденция капитала - превратить множество в организм капитала. Со
временем множество обретет экономическую силу и освободится от власти
капитала.

5.Класс гегемон. Это тот, на который работает тенденция.

6. Фуко - дисциплинарная парадигма. Различные организации строятся по
одному образцу, типичному для своей эпохи: школа, тюрьма, больница.
с.181 Сегодня это сети. Они видятся повсюду. Сети - это формы связей,
которая диктуется нематериальной производственной парадигмой.

7.с.182. Открытие Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую", -
является открытием типовой формы жизни наступающей эпохи модернити. Это
активный индивид. Потом бизнесмен, фабрикант, суверенное государство.

8. Основа метода Маркса - подлинная абстракция. с.183 Индивидуальный
труд не поможет понять капиталистическое производство. Начинать надо с
концепции общественного труда. Для сравнения - изучать язык без учета
общества.

9. Сегодня подрывается даление на личное и рабочее время. Устойчивая
работа на фабрике отходит в тень.
Экономические условия не позволяют человеку заработать на жизнь на одном
рабочем месте. Неизбежны смены места и вида работ.

10. с.184 Сегодня более явно и очевидно, что производство капитала
сводится к продуцированию жизни.
Эксплуатация сегодня это частное присвоение доли или всей стоимости,
произведенной для общего применения. (эксплуатация общего).
комм. - наша приватизация.

11.Опыт Давоса - никакой экономический рынок невозможен вне
политического порядка и регулирования.
Свободный рынок становится возможным только благодаря политическому
регулированию и принуждению.

12. Частная собственность на нематериальные объекты. Вид бактерий, род
мышей. Дан патент на том основании, что бактерии выведены искусственно
(речь идет о бактериях, выведенных для уничтожения разливов нефти).

13. Когда в основе производства лежит коммуникация, приватизация
немедленно подрывает креативность и производительность. с.230

14. Юридическое оправдание частного владения подрывается общей
социальной природой производства (знаний) с.232

Спиралевидное развитие множества: сотрудничество - субъект -
сотрудничество.
(это означает, что в ходе сотрудничества оформляется субъект, после чего
приобретает новые формы сотрудничество)

15. О публичной собственности. В западном праве публичное значит
государственное. Автор в защиту "общего". Обязательное условие
правовой защиты общего - механизм участия людей в управлении этим общим.

16. Общий интерес это такой обобщенный интерес, который не переходит в
абстрактную форму под контролем государства. Это не только вопрос права,
но и хозяйственной активности.

17. Политическая значимость множества не появится спонтанно. Возможно и
появление нового режима эксплуатации и контроля.

18. с.319. Патенты подавляют инновации.

19. с.370. "В целом, хозяйственная реформа должна быть основана на
восстановлении или создании общего".
(не государственного, а именно общего)

19. Центральная идея - биополитическое производство. Стираются границы
между деятельностью на производстве и для себя, между рабочим временем и
свободным.

20. Особенности современной жизни. Резкое изменение риторики правящего
класса относительно войны. Теперь это не оборона, а безопасность. Таким
образом устраняется различие между внешними и внутренними угрозами.
Безопасность оправдывает постоянное ведение войны на своей территории и
за рубежом. Любая форма протеста объявляется незаконной и тем самым
создается препятствие для любых изменений.

21. Вместо понятия нематериальное производство по сути предлагается
термин биополитическое производство. Это означает, что создаются не
только блага, но и отношения. Строится само государство, общество. В
этом смысле таким трудом являетя законотворчество, исследования и
разработки для модернизации управления.
Нематериальный труд теперь осуществляет гегемонию в качественном плане и
навязывает определенную тенденцию всем прочим видам труда. Один из
аспектов этого процесса - увеличение доли анализа, научного подхода в
любой профессии. Приводится пример сельского хозяйства.

22. Изменяется содержание эксплуатации. Вместо захвата стоимости труда
приходит захват ценностей, произведенных в кооперации.
Комментарий. Здесь нечёткое определение. Ценности и стоимости это
явления разные. Надо показать, каким образом захваченные ценности
превращаются в стоимость.

23. Производство идей, образов и знаний не только совершается совместно
- никто, в сущности, в одиночку не думает, всякая мысль создается
сообща, в контакте с прошлыми и нынешними размышлениями прочих людей -
но, кроме того, всякая новая идея или новый образ требуют новых
возможностей совместного творчества и их обеспечивают.

24. . . . порождение сотрудничества при нематериалььном производстве
стало делом внутренним относительно труда и, следовательно, чем-то
внешним относительно капитала.

25. Согласно парадигме нематериального и биополитического производства,
новые характеристики стоимости, такие как невозможность её измерить, а
также свойственная ей тенденция становиться общей и находиться во
всеобщем пользовании, подрывают все традиционные механизмы учета.

26. с.187 Подлинное богатство, которое действительно ценно само по себе,
заключается в общих вещах; это сумма тех удовольствий, стремлений,
способностей и потребностей, которые есть у всех нас. Общий достаток -
вот подлинный и достойный объект производства.

27. общее становится субститутом прибавочной стоимости.
Комм. имеется в виду, что прибавочная стоимость конкретного предприятия
не является продуктом эксплуатации только рабочих данного предприятия.
Во все большей степени сегодня она создается присвоением результатов
труда многих людей. Эту идею, на мой взгляд, можно объяснить только
одним способом - увеличением доли научного результата в добавленной
стоимости. В данном случае можно расширить - доли культурного
результата. Капиталист получает от общества эти факторы через новые
технологии, оборудование, качество людей. Но, по теории стоимости
Маркса, это не даст классу капиталистов в целом дополнительной прибыли,
так как величина дополнительной прибыли зависит от преимуществ перед
конкурентами. Поэтому одинаково важно для капиталиста овладение новой
технологией и сокрытие её от конкурентов.

28. с.230 ученые . . . согласны в том, что изобретения и продвижение в
научном познании зависят от открытости сотрудничества, а также свободы
обмена мыслями, техническими приемами и данными. В целом, ученых мало
вдохновляет на новые открытия то потенциальное богатство, которое сулят
патенты, хотя корпорации и университеты, в которых трудятся ученые,
руководствуются, конечно, именно этим. Частное владение знаниями и
информацией - лишь помеха к контактам и сотрудничеству, лежащим в
оновании социального и научного новаторства, и ничего более.

29. с.232 Юридическое оправдание частного владения подрывается общей,
социальной природой производства. Когда традиционное капиталистическое
право или основание претендовать на собственность отступают, то не
остается ничего, что защищало бы частную собственность, кроме силы.

30. Проблема в отделении понятий общего от государственного. Нам нужно
перейти к разработке альтернативной правовой стратегии и соответствующих
ей рамок. Требуется также такое понимание публичного, которое базируется
на общем (а не государственном) контроле. с. 253-254

31. с.254 Общее не относится к традиционным понятиям общины или
публичной сферы; оно опирается на коммуникацию между единицами, которые
не умаляются в общем, а свободно выражают в нем самих себя.
Комм. Возможно при реализации хозяйственного механизма, основанного на
общей собственности на средства производства.

32.Приватизация общественных благ и услуг, которые ранее составляли
основу суверенитета страны.

33.Проблема!
Концепции публичных благ и услуг складывались под влиянием правовой
теории, рассматривавшей публичное как наследственное имущество
государства, а принцип агрегированного интереса - как атрибут
суверенитета. с.257
Когда возникает понятие общего . . . в качестве производящей активности
личностей, объединенных во множество, - оно нарушает непрерывность
суверенитета государства эпохи модернити и поражает биовласть в самое
сердце, разоблачая миф об её неприкосновенном ядре. Все, что есть общего
или публичного, должно вернуться в собственность множества и им же
регулироваться, становясь тем самым совместным. Такое понимание общего
не только означает решительный разрыв с республиканской традицией
якобинского и или социалистического государства, но и свитедетельствует
о метаморфозе права, его природы и структуры, его содержания и формы.
с.257

34.с.258 Имперская трансформация международного права ведет к разрушению
как публичной, так и частной сфер.
(имеется в виду то, что в международных отношениях нельзя опираться на
авторитет власти и приходится согласовывать интересы, исходить из общих
интересов). (это может повлиять и не методы освоения Арктики)

35. Проблема (нерешенная) социализма в отсутствии механизма реальной
демократии. И Маркс и Ленин понимали демократию как представительство. А
это буржуазная демократия. Поиск шел в создании механизмов, которые
давали бы пролетариату непосредственную роль в экономическом управлении
и социальном администрировании. К самым важным опытам такого рода
демократической репрезентации в социалистической и коммунистической
традиции относились разные типы коллегиальных органов управления и
власти, включая советы и так называемые совещания. с.305

36. с.307 "Теоретики права раннесоветского периода, такие как Евгений
Пашуканис, усматривали возможность выйти за рамки частного права и
трансформировать публичное право в институциональную систему, основанную
на совместном пользовании собственностью. В Китае и на Кубе тоже было
немало подобных примеров".
(Pashukanis, Eugeny. The General Theory of Law and Marxism, New Brunswik
(NJ) Transaction, 2002)

37. с.309 Социализм в любой форме непременно требует управления
капиталом - вероятно, не в частнопредпринимательском или
индивидуалистическом виде, но всегда в контексте одной и той же
безжалостной логики инструментальной рациональности жизни. Поскольку
модернистская концепция представительства точно соответствует такой
логике рационализации, социализм не мог обойтись без неё. Нельзя
заменить её и типом представительства работников, основанным на
профессиональных союзах или советах. Вебер заключает, что противоречие
между рабочей демократией и представительной демократией может быть
разрешено только в пользу последней.
. . .все же замечаем у Вебера своего рода сожаление о фантастической
мощи общественной трансформации, заключенной в русской революции и
социалистической традиции в целом.

38.НОВАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ
Господству США приходит конец. Что мы хотим?
Мир и безопасность. Прекращение односторонних военных авантюр. Обновить
производительные силы всего мира. Для этого придется простить долги
бедных стран. Разворот вспять процессов приватизации и открытие общего
доступа к необходимым ресурсам для производства, таким как земля,
семена, информация, знания. Обобществление ресурсов необходимо для
наращивания и обновления производственного потенциала, начиная с
сельского хозяйства и заканчивая электронными технологиями. с.389



Ответить на сообщение
Автор Макс Время 04.09.2009 18:15:20
Тема Конспект книги Негри и Хардта Множество: война и демократия в эпоху империализма
Рубрики Управление & методология;

Тема

Поместить в корень <b> </b> <i> </i> <s> </s> <u> </u> <pre> </pre> <li> 

Ё  Ж  Й  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  ё  ж  й  ч  ш  щ  ы  ь  э  ю  я