Метрополис – всего лишь расширение мегаполиса, совокупность населенных пунктов характеризующуюся транспортной и информационной связностью (человек живет в Савелово и работает в Москве). Возникновение его связано с доступностью средств связи и скоростного транспорта. Метрополис – не город, а среда.
2. Тело без органов
Использование модного делезовского концепта тела без органов в тексте ничем не подкреплено.
Концепт полного тела без органов (социуса) описан в «Анти Эдипе» как поверхность на которой располагаются производящие машины. Единственная способность этой поверхности – определять топологию общества или взаимное расположение и взаимодействие машин (диспозицию), или еще проще – разделение труда. Эта способность позволяет полному телу без органов: 1) присваивать произведенное машинами, 2) выдавать себя за причину машин и производства. В качестве примеров полных тел без органов Делез приводит тело земли в первобытном обществе, тело государства в традиционном обществе, тело капитала в индустриальном обществе. Способность полного тела без органов определять топологию общества порождена присвоением им функции поверхности регистрации производства и запретом располагать машины на другой поверхности. Способ существования полного тела без органов как поверхности регистрации – это способ кодирования производства определяемый применяемой счетностью. Счетность – это выбор параметра для определения состояния системы, единицы и способ его измерения. Параметр - класс определяемый функцией.
3. Рента
Полное тело без органов для метрополиса называет сам Негри – это капитал в виде ренты (арендной платы за жилье и коммунальные услуги) и цены на недвижимость. Но здесь он учитывает только экономический капитал, оставляя без рассмотрения капитал социальный и культурный. Для экономического капитала рента – самостоятельный источник прибавочной стоимости. Для социального и культурного капиталов рента служит всего лишь инструментом концентрации капитала, обособления в отдельных кварталах людей с определенным уровнем культурного и социального капитала.
Рента – специфическая форма капитала в городе. Особенность она в том что она основана на присвоении общественного богатства - берется в основном не за качество жилья, а за его расположение: вид из окна, нахождение в историческом центре города, привлекательный облик самого дома, культурную однородность жильцов дома и района, безопасность на улицах т.е. за то, что производит общество в целом, а капитал только приватизирует.
Капиталистическая эксплуатация вышла за пределы фабрики в город, но она имеет целью получение прибавочной стоимости не только от вложений в жилье, а в первую очередь присвоение общественного богатства – тех доходов которые обитатели города получили за пределами фабрики. Капиталистическая эксплуатация сегодня включает перераспределение общественного богатства за счет налогообложения (бедные платят больше богатых), государственной монополии на землю и противоестественных монополий коммунальных служб. Поэтому систематическое перекраивание городов, разворовывание бюджета и рост коммунальных тарифов в РФ – нормальная постиндустриальная капиталистическая практика. Виноват не вор – чиновник или буржуй - эта система по-другому не работает. Все рынки индустриального уклада исчерпаны, капитал вышел за их пределы.
Негри называет механизм увеличения ренты – реконструкцию. Одновременно реконструкция исторического центра города – инструмент социального разделения и вытеснения туземцев на периферию. Широко применяется в Питере, где исправные дома в центре объявляют аварийными, людей выселяют в панельные многоэтажки в пригородах, а реконструированные дома продают по заоблачным ценам социально близким.
Другое направление капиталистической эксплуатации и линия противостояния - метрополис является метрополией по отношению к колонии в которую превращена остальная территория страны. Верно для России, где метрополией стали Москва, Питер и Екатеринбург, а остальные получили колониальный статус.
Негри отмечает что выйдя за пределы фабрики капитал стал барьером для производства не только вещей, но и общественного богатства. Это мы видим в России где социальная сегрегация стала причиной провалов в сферах которые ранее принадлежали обществу: в науке, образовании, спорте, здоровье и продолжительности жизни населения.
4. Биополитическое производство
Биополитическое производство по Негри – это производство общества. Но тут он явно односторонен потому что сводит производство общества к производству и обслуживанию человека как биологической и социальной единицы. Отчасти верно в том смысле что производство человека включает в себя производство услуг, знаний, образов, социальных связей и т.д. Но мне понятней шушаринская демография и производство капиталов по Бурдье (экономического, социального, культурного) которые складываются в разделенную и поэтому цельную картину. Негри прав в том что в постиндустриальном обществе ведущим становится производство самого общества. Но оно охватывает и производство социальных форм, и производство человека, и производство орудий труда, и производство новых сред обитания человека. Объявлять общество постиндустриальным потому что оно скатилось к уровню человеческого стада и научилось воспроизводить люмпенов в фавелах – это какой-то запредельный сарказм. Хаотичное воспроизводство человека и общества ни к чему кроме социальных катастроф не приводит.
Негри прав в том что биополитическое производство создает новый облик столиц. Но насколько привлекателен этот облик и насколько он новый? Пригороды из трущоб с чуждым по культуре населением это реальность не только современности, но и не менее кошмарной для не граждан античности.
5. Политика множества
Деятельность множества по Негри сводится к производству общества, встреч и противостоянию с метрополисом. Это противостояние условно, так же как противостояние рабочего и фабрики. Рабочий противостоит капиталу объявляющему себя причиной фабрики, множество противостоит капиталу, объявляющему себя причиной города. Но с производством встреч опять закавыка. Масса неупорядоченных встреч не даст в результате новую социальную форму. Поэтому далее Негри говорит о необходимости организации и политики среди бедняков как организации продуктивных встреч. Напоминает рекламу пива: «Надо чаще встречаться».
Практика борьбы городской бедноты о которой упоминает Негри сводится к двум формам: автономии от метрополиса бедняцких кварталов и перекрытию магистралей. Это всего лишь формы стихийной экономической борьбы т.е. не политика. Если автономия будет мешать капиталу, реализуется старая схема: забастовка, захват фабрики, автономия, баррикады по периметру рабочих районов, артиллерия и далее по кругу. Это топорная провальная схема прошлого, над которой вдоволь поиздевался Ленин. Автономия это оборона. «Оборона – смерть восстания». Хотя на первом этапе народной революции подобной февралю 1917 изоляция некоторых районов и превращение их в гетто для богатых могут оказаться действенной мерой по предотвращению попыток элиты парализовать революционный процесс. Но только частной мерой.