|
От
|
Yuriy
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
19.09.2002 20:40:29
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
"Мой отчаеньем сорванный голос"...
"Вот я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что это значит когда работаешь, а не халтуришь"
В. Высоцкий
"Мы не забудем этот смех, и эту скуку.
Му, поимённо, вспомнем всех, кто поднял руку!"
А. Галич
Владимир Высоцкий. Личность многогранная, непростая. Поэт, артист, бард. Так и не удостоившийся официального признания при жизни, превращённый в лубочную картинку после смерти. Сейчас его опять пытаются засунуть в тесные рамки "бандитского певца", протащившего лагерные мотивы в советское "высоконравственное" искусство. Интересно отметить на сколько нынешние идеологические поделки cxожи с теми, давешними. Приведу несколько.
"Советская Россия" 9 июня 1968 года, "О чём поёт Высоцкий" В. Потапенко, А. Чернов:
"...Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия блатных и пошлых песен -- московского артиста В. Высоцкого в авторском исполнении... В них под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, преступников, людей порочных и неполноценных...
Во имя чего поёт Высоцкий? Он сам отвечает на этот вопрос: "ради справедливости и только". Но на поверку оказывается, что эта "справедливость" -- клевета на нашу действительность...
Артист Высоцкий уродует русский язык до неузнаваемости...
Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в текст и вы поймёте, какой внутренний смысл таится за их внешностью."
"Тюменская правда", 7 июля 1968 года, "С чужого голоса", Е. Безруков:
"К сожалению приходится говорить о Высоцком, как об авторе грязных и пошлых песен, воспевающих уголовщину и аполитичность...
Это не песни. У них нет своей мелодии. Это поделки- речитативы под два-три затасканных аккорда. Но у них есть свой чёткий замысел ухода от действительности, от общественных обязанностей, от гражданского долга -- к водке, к психам, на дно...
С наглым цинизмом отбрасывается наша нравственность, попираются самые высокие моральные принципы".
Ну и т.д. Cxожесть думаю, видна и невооружённым глазом. Предоставим слово самому Высоцкому ответить на эти выпады.
"Я писал ранние мои песни, которые можно назвать как угодно: либо дворовыми, либо блатными. Я считаю, что это традиция городского романса, который, когда я начинал, почему-то был забыт. Я писал в этих традициях: почти всегда одна точная мысль в песне и в очень-очень упрощённой форме. Не в упрощённой в смысле "простота хуже воровства", а в доверительной такой форме разговора, беседы, разговорной речи. Это довольно сложно.
Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя там я много писал о тюрьмах и заключённых. Мы, дети военных лет, выросли в основном во дворах. И, конечно, эта тема мимо нас не могла пройти: просто для меня в тот период это был, вероятно, наиболее понятный тип страдания -- человек, лишённый свободы, своих близких и друзей. Возможно, из-за этого я так много об этом писал, а вовсе не только о тюрьмах. А что, вы считаете, что совсем не стоит об этом писать?
Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении, в поисках удачного слова, строчки. Но поскольку я писал их всё-таки как пародии на блатные темы, то до сих пор это дело рашлёбываю. Я от них никогда не отмежёвываюсь -- это ведь я писал, а не кто-нибудь другой! И я, кстати, всегда пишу всё, что хочу... А в общем, это юность, все мы что-то делали в юности; некоторые считают, что это предосудительное -- я так не считаю".
А вот ещё, из разговора Высоцкого с Чингизом Айтматовым:
Ч. А.: Уголовник -- всегда подлец. Ни стыда, ни совести не знает, лучшего друга предаст. А у тебя иногда, ну прямо, рыцари!
В.В.: Понимаешь, Чингиз, всё это нельзя воспринимать слишком буквально... "Блатные" песни -- это целый жанр, пусть сентиментальный, мелодраматичный, но очень искренний. Мои песни, что ни говори, это стилизация.
Что тут ещё можно добавить?
Хочу теперь обратить ваше внимание на отрывок из "Советской Цивилизации" С. Кара-Мурзы. Помню, прочитав, поразился насколько плоско можно судить о литературном произведении:
"Настолько привычными стали попреки «системе» по любому поводу, что доходило до нелепостей -а мы этих нелепостей не замечали. Всякое лыко в строку. Помню, в 70-е годы воспринимался как смелый и тонкий, чуть ли не философский вызов «советской системе» куплет из банальной лирической песни Высоцкого о том, как он звонит из Москвы в Париж Марине Влади. В порыве чувств он восклицает: «Почему мне в кредит, по талону... что-то такое... любимых людей?». И в мозгу у слушателя щелкало: какая бесчеловечная, холодная, бюрократическая система! В кредит! по талону! любимых людей! Вы подумайте только - любимых! Слушали, и как-то не приходило в голову: а как же тебе, черт побери, надо предоставлять телефонную связь с Парижем, чтобы ты по полчаса с Мариной Влади трепался? Ведь это для твоего же удобства делается, чтобы не тащиться на почтамт, а дома из кресла разговаривать. Хочешь - купи талон на фиксированное время, а хочешь - говори в кредит, сколько душе угодно. Что же тут плохого? Или любимых людей надо соединять с Парижем бесплатно? И только ли с Парижем? Не один Высоцкий в разлуке бывал и по телефону звонил, но ни у кого таких претензий не было, а тут он спел, и все закивали. Ах, по талону..."
Сергей Георгиевич, неужели нужно обяснять Вам, что совсем не денежные отношения и не насмешка над строной звучат в этих строчках. "Почему мне в кредит, по талону предлагают любимых людей?!" Это крик его души, несчастье от невозможности общения "напрямую". Он отвергает такое сравнение: оплату в кредит за счастье разговора с любимой, такое невозможно оценить в денежной форме.
Зачем понадобилось опошлять это чувство, можно лишь гадать.
Попробуйте также прямолинейно разобрать буддийское: "убей Будду, а затем убей своего отца". Что получится? Уж просветления Вы явно не достигните.
Лично я узнал Высоцкого ещё ребёнком. Помню воскресное утро, отец собирает диван-кровать, из проигрователя доносится голос Высоцкого поющего про "привeредливых коней", "гимнастику", "корабли". Где-то в классе 8-9 я стал поклонником его творчества. С тех пор, в трудную минуту, слушаю его песни. Помогает. Но могу твёрдо утверждать, никогда они не ассоциировались у меня с "необходимостью подрыва советского строя", никогда не появлялось желание, слушая их, стать вором или бандитом. Такое, кажется, могут в них найти лишь "одноплоскостные" существа.