От Георгий Ответить на сообщение
К Сепулька Ответить по почте
Дата 24.09.2002 20:44:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Вопрос исключительно сложный.

> Именно так. Но что же делать из-за этого - отвергать все гениальное
творчество человека в целом (это даже не о Высоцком, это обо всей русской
литературе)? Особенно ту его часть, которую народ признает своей?
> Интересно было бы узнать Вашу точку зрения на этот вопрос.

А кто говорит об этом - "отвергать все творчество в целом"? %-))) И Крылов
ведь об этом - ни звука...

К слову. Между прочим, кое-кто в окружении моей канадской родственницы
считал, что я, Георгий, ненавижу Шостаковича. Это я-то! А я, между прочим,
прослушал все его симфонии и пропагандировал некоторые из них (нет, не
только седьмую, "блокадную"), фп. концерты, разучивал его прелюдии и фуги
(те, что были мне по силам) и играл их в ЛИТМО. От цикла "Из еврейской
народной поэзии" я был в восторге - тем более, что приобрел запись
исполнения этого сборника в исполнении Дорлиак, Долухановой и Масленникова в
фп. сопровождении самого автора.
Шостакович БЕЗУСЛОВНО был одним из САМЫХ талантливых композиторов России
прошлого столетия.

Но при этом я отлично отдавал и отдаю себе отчет в том, что сегодняшний
человек не должен смотреть на XX век глазами ТОЛЬКО Шостаковича (и Ко, если
позволите).
Глазами внука профессионального революционера Болеслава Шостаковича, друга
Тухачевского, человека, "при всём при том" принадлежавшего ко вполне
определенному кругу.
Глазами автора "Леди Макбет Мценского уезда" (кое-что по этому поводу см. у
Кожинова, 1-й том).
Глазами автора 13-й, "вокальной", симфонии на стихи Евгения Евтушенко,
первая часть которой носит название "Бабий Яр" (по большому счету, это - не
что иное, как художественное воплощение идеи ответственности русских
черносотенцев за Холокост) *.

Выход лично я вижу в том, чтобы пропагандировать творчество других
композиторов, которым не повезло в том, чтобы зарекомендовать себя
"диссидентом". Да мало ли в 20-м веке было у нас "академических"
композиторов, весьма и весьма даровитых, но "не популярных", как говорится
(по разным причинам)?
Например - Глиэр (!), Мясковский (!!!), Попов, Шебалин, Шапорин,
Кабалевский, Хачатурян (последних двух вроде бы и знают, но чаще всего "не с
той стороны"). Рангом помельче: Старокадомский, Желобинский и пр. (Я здесь
"песенников" не перечисляю.).
А Тихон Хренников, ныне здравствующий? Многие ли слышали его фортепианные и
скрипичные концерты? А ведь это "иное восприятие".
А Свиридов и Гаврилин (первый для широкого слушателя это - "Время, вперед!"
и "Метель", второй - "Анюта")?
А Николай Карлович Метнер, умерший в Англии в 1954 году (его вдова вернулась
в СССР)? Неужели Рахманинова и Скрябина достаточно?

Ну и наконец, СОВЕРШЕННО неиспользованный резерв - это творчество
композиторов народов РСФСР и "республиканских" композиторов. У меня есть
одна пластинка грузинской фп. музыки (великолепно) и две сонаты
азербайджанских композиторов для скрипки с фп. - Кара Караева и Азера
Рзаева (вторая из них, с моей точки зрения, просто безупречна).

Между прочим, я на правах постоянного слушателя обращался в филармонию с
тем, чтобы расширяли репертуар, и не только за счет малоизвестных
произведений зарубежных композиторов - у нас у самих немало "пассивного
словарного запаса", к сожалению.

Вот Вам аналогия из близкой мне сферы.

Что, собственно, пишет, скажем, Куняев в предисловии к своим мемуарам? Разве
он призывает запретить издание эренбурговских воспоминаний "Люди, годы,
жизнь"? Нет.
Цитирую:

"...В сущности книгу этих воспоминаний и размышлений можно было назвать
обычно и просто: "Русский человек", если бы я писал только о них. Ведь для
чего-то, подчиняясь какому-то внутреннему, неясному для самого себя
инстинкту, я сохранял их письма ко мне, делал какие-то записи в дневниках и
блокнотах, не утрачивал и не терял фотографии, книги с дарственными
надписями... Может быть, судьба выбрала меня для осмысления дела, которое мы
начинали в далекие времена. Книги воспоминаний всегда подводят итог эпохам.
Как бы велика и гениальна ни была проза и поэзия XIX века - его полноту
невозможно понять без герценовской эпопеи "Былое и думы". Книга Ильи
Эренбурга "Люди. Годы. Жизнь" определила в 60-70-е годы читательское
понимание 20-30-х годов. И мне бесконечно жаль, что мы понимали эту эпоху
"по Эренбургу", поскольку ни Михаил Шолохов, ни Леонид Леонов, ни Алексей
Толстой, ни Лев Гумилев не оставили после себя своих мемуаров!
Наши оппоненты знают силу и влияние мемуарной литературы и не жалеют времени
и усилий на создание подобных книг. Как по своеобразному социальному заказу,
написаны книги воспоминаний В. Шкловского и В. Катаева, А. Борщаговского и
К. Симонова, Л. Разгона и А. Рыбакова. И так может случиться, что о нашем
времени будущий читатель станет судить по ним, потому что у нас нет
воспоминаний об эпохе ни А. Твардовского, ни Я. Смелякова, ни Ф. Абрамова.
Мемуары Ваншенкина и Бакланова лежат на прилавках, а где Юрий Бондарев?
Михаил Алексеев? Уже изданы мемуарные книги Е. Евтушенко и А. Вознесенского,
но как не хватает нам книг того же жанра, созданных Валентином Распутиным,
Василием Беловым, Вадимом Кожиновым...."


> На мой взгляд, Вы абсолютно правы. Но что делать с русской литературой
тогда вообще? Может, "Тихий Дон" запретить из-за сцены изнасилования?
Кстати, очень эротичная сцена.

Вы какую именно сцену имеете в виду? В самом начале - изнасилование Аксиньи
отцом? Или групповое изнасилование солдатами Франи?
А, я понял: "изнасилование" Аксиньи Евгением Листницким. Ну, во-первых, это,
строго говоря, не изнасилование (так же как и то, что произошло в начале
между Аксиньей и Григорием), а, во-вторых, позиция автора здесь достаточно
ясна.

> Или так: объявить определенные темы запретными, и требовать от писателей,
поэтов и других представителей культуры не касаться этих тем?

Зачем это? Опять скатываетесь на "запрет"!
Дело-то ведь в том, что сегодняшние творцы (и, к слову, педерасты) желают
освобождения не только от "формального", но и от сугубо "неформального"
осуждения. А я считаю, что возможность "неформального" осуждения - это залог
существования общества.
Сознательное подавление естественного противодействия "новому" в этике, в
нравственной сфере (и в языке) - что может быть хуже? **

Предоставлю слово Кожинову:

"...Однако в наше время из журнала <Вопросы философии> читатели могут
<узнать>, что Ахматову и других давил-де <сталинский византизм> (1989, ? 9,
с. 78). Едва ли русская поэтесса согласилась бы с подобным употреблением
этого термина, хотя она и сказала о <суровости> духа византийства. Дело в
том, что действительно суровые проповеди св. Иоанна Кронштадтского и,
скажем, <Злые заметки> Бухарина о Есенине или страницы доклада Жданова,
<обличавшие> Ахматову,- это вещи не просто различные, но несовместимые...
Нельзя исключить, что св. Иоанн Кронштадтский мог бы осудить те или иные
мотивы ахматовской поэзии (как в свое время осудил - в стихотворной форме -
пушкинское <Дар напрасный, дар случайный...> митрополит Московский Филарет);
но это был бы суд не во имя интересов власти, а совсем иной, подобный тому
суду, правомерность которого явно признавала в своем стихотворении 1913 года
сама Ахматова:

...И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб."

(Кожинов В. В. История Руси и русского слова.)

Между прочим, коль уж Вы взялись отсканировать кожиновские "Победы и беды
России", почитайте там про "Тихий Дон" ***.
Не думаю, что я мог бы что-нибудь к этому добавить.

> >Так что влияние "художников" на настроения в обществе - это факт. Для
России - тем паче.
>
> Эх, нам бы сейчас своего Высоцкого... Все-таки С.Г. не художник, а
мыслитель, хотя и вполне "народный" по потенциалу охвата аудитории.

Подумаем... %-))))





---------------------------------
* Между прочим, как писали, за отказ от первого (наверное, не только
первого) исполнения 13-й симфонии Евгений Александрович Мравинский
удостоился в известном "общественном мнении" звания антисемита (!!) (а
исполнил ее Кирилл Кондрашин, позднее эмигрировавший). После чего
Мравинский, впервые исполнявший 5-ю, 6-ю, 8-ю, 9-ю, 10-ю, 12-ю, одним из
первых - 7-ю и 11-ю симфонии, 1-й скрипичный концерт (солист - Ойстрах), 1-й
виолончельный концерт (солист - Ростропович), больше не числился среди тех,
кому Д. Д. доверял премьеры своих сочинений.
** Похоже, что Валерий Александрович Гаврилин был согласен с этим - см.
архивы Форума, высказывания из дневниковых записей, приведенные мною.
*** А также изумительную главу про семиструнную гитару в России "Что за
звуки! Неподвижен внемлю...". Вадим Валерианович, по свидетельству Куняева,
сам был хорошим певцом романсов под гитару - см. файл kuniaev.doc в
копилке).