7. Финансовое состояние предприятий теплоснабжения
В плановой экономике, в хозяйстве “семейного” типа, отдельные элементы не конкурировали между собой, а складывали усилия. Оптимизация искалась на уровне больших целостностей, исходя из критериев общей безопасности и социальной эффективности. Поэтому финансовое положение таких жизненно важных систем, как теплоснабжение, определялось не конъюнктурой рынка, а рационально установленными ограничениями. Главным ограничением была достаточная надежность теплоснабжения.
В ходе реформы установка на передачу хозяйства под контроль стихийных рыночных сил приобрела характер тоталитарной догмы. “Играть на рынке” обязали даже те отрасли и службы, которые и по своим функциям, и по своей сложившейся структуре были к этому совершенно не приспособлены. В этих новых условиях их финансовое положение стало определять не только возможности развития этих отраслей и служб, но и саму возможность поддержания их в дееспособном состоянии.
Одновременно можно сказать, что тем самым финансовые показатели таких жизненно важных отраслей и служб стали служить для общества важным критерием разумности или несостоятельности самой доктрины реформы. Очевидно, что если новые хозяйственные условия приводят к гибели те отрасли, без которых невозможно физическое выживание населения, то доктрину реформы следует считать ошибочной или преступной.
В целом ЖКХ как отрасль находится в настоящее время в состоянии финансового краха. 3 апреля 2003 г. глава Госстроя РФ Н. Кошман заявил, что на тот день кредиторская задолженность организаций ЖКХ составляла 274,4 млрд. рублей, а дебиторская - 184,2 млрд. рублей. Итак, только чистые долги предприятий ЖКХ достигли 452 млрд. руб. или 15 млрд. долларов.
А за два дня до этого (1.04.2003) поступило такое сообщение: “Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в жилищно-коммунальном хозяйстве страны заместитель председателя Госстроя России Леонид Чернышев на открытии заседания коллегии Госстроя России. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий ЖКХ превышает на сегодня 450 млрд. рублей. Почти 70% из них по существу являются банкротами. Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил Л. Чернышев, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5-5 триллионов рублей. Но тут же предположил, что в ближайшее время на такие вливания рассчитывать не приходится. “Кризисное положение ЖКХ - это проблема уже политическая, а не экономическая”, - заявил заместитель председателя Госстроя РФ”.
Что реформаторы-“рыночники” оказались несостоятельны как управляющие отраслью ЖКХ даже в чисто финансовом, “рыночном” плане, говорит тот порочный круг, в который они загнали и предприятия, и государство. При переводе этой сферы хозяйства на рыночные отношения, бюджетные дотации пришлось резко увеличить – при том, что одновременно произошел несопоставимый ни с какими другими отраслями скачок цен на услуги. В справочнике “Социально-экономические проблемы России” (2001 г.) говорится:
“На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987–1990 гг. уходило 1,1–1,3% ВВП, в 1996 г. - 3–4, в 1997 г. - 6, в 2000 г. - 7%, что превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более - на образование и здравоохранение. Из 297 млрд. рублей услуг, оказанных населению в 2000 г., 118,5 млрд. (40%) оплатили граждане, 117,5 млрд. (39,5%) было компенсировано дотациями, поступающими из бюджетов разных уровней. Из-за отсрочек платежей и задержек зарплат бюджеты недоплатили примерно 61 млрд. рублей (20,5%)… Большинство объектов ЖКХ находится на грани банкротства”.
Давайте разберемся в этом поистине чудовищном утверждении. Примем, конечно, во внимание неряшливость авторитетных экспертов, составлявших справочник. Они явно расширяют понятие «дотации». Ведь 117,5 млрд. руб., поступившие в ЖКХ в качестве дотаций для компенсации платежей «из бюджетов разных уровней» в 2000 г., составляют 1,6% ВВП. Откуда же взялись 7%? Это, во-первых, бюджетные ассигнования на покупку у строительных фирм части квартир для создания фонда «социального жилья». Эти ассигнования идут в разделе «социальная политика», но в рассуждениях о ЖКХ эти средства часто рассматриваются как расходы на ЖКХ. Другая крупная статья расходов, которые не покрываются платежами жильцов и дотациями – ликвидация аварий, которая оплачивается из госбюджета. Точных данных об этих расходах по РФ в целом не публикуется, но это величины, сравнимые с платежами граждан. Эти три статьи расходов составляют уже около 5% ВВП. Видимо, есть и другие расходы, скрытые в бюджетах разных ведомств и органов власти.
Таким образом, если верны цифры, приведенные в справочнике и если брать за мерило введенную в оборот реформаторами величину ВВП, то выходит, что в результате реформы абсолютная величина государственных дотаций возросла по сравнению с 1990 г. в 3 раза (в одних и тех же единицах ВВП). Это следует из такого расчета: ВВП РФ снизился за 10 лет примерно вдвое, то есть дотации, составляющие 7% ВВП 2000 г., равноценны 3,5% ВВП 1990 года, что втрое больше размера дотаций на тот момент.
При этом доля дотаций в квартплате и оплате жилищно-коммунальных услуг снизилась с 83% в 1990 г. до 40% в 2000 г. – более чем в два раза. Иными словами, при переходе от советской системы ведения хозяйства к “рыночной экономике” реальная стоимость единицы продукта ЖКХ возросла в 6 раз!Даже если считать, что составители справочника изидеологических соображений завышают бюджетные расходы на ЖКХ в два раза (чтобы доказать «прожорливость» населения РФ, желающего жить с водопроводом и отоплением), то все равно удорожание услуг ЖКХ в три раза – изменение колоссальное.
Такого снижения экономической эффективности ведения хозяйства не может выдержать экономика ни одной, даже самой богатой страны. Один этот факт говорит о полном крахе всей доктрины экономической реформы в РФ и об обреченности возникшей в результате этой реформы экономической системы. Если, конечно, население РФ не согласится на почти всеобщее и быстрое вымирание – хотя при этом и данная экономическая система исчезнет с лица земли вместе с населением.
Мы говорим о теплоснабжении. Как проходило реформирование этой подотрасли ЖКХ? Уже на первом этапе реформы было проведено разделение этой системы на организации - производители тепла, теплоснабжающие организации и организации-пользователи. Было также произведено акционирование предприятий - как производителей, так и снабженцев. Они стали действовать “по законам рынка”. Каковы же на данный момент результаты их хозяйственной действительности? Обеспечено ли если не развитие и модернизация, то хотя бы выживание всех подсистем теплоснабжения в условиях рынка?
Что касается крупных генераторов тепла (ТЭЦ), то они, как было сказано, действуют в составе РАО ЕЭС и получают доход за счет производства электроэнергии и завышения тарифов на тепло. Функция теплоснабжения у них подавлена, ее сохранение после грядущей приватизации ТЭЦ остается под большим вопросом.
Что касается второй по значимости категории производителей тепла, - муниципальных котельных - то они за годы реформы приведены в полный упадок и перспектив возрождения, видимо, не имеют. Как сказано в Докладе, “общим для большинства котельных является большой физический износ оборудования, достигший 68%”.
Кстати, когда мы приводим данные об износе инфраструктуры на какой-то момент времени (в данном случае - на 2000 г.), то обязательно надо учитывать, что износ в последние годы жизненного цикла в целом происходит не линейно, а с ускорением (хотя отдельные экземпляры могут оказаться исключительно живучими). Например, износ инфраструктуры за 2002 г. специалисты оценивают в 10% - при нормативном сроке службы 25 лет и среднем годовом износе за этот срок 4%. Так что сейчас, в 2003 г., износ оборудования муниципальных котельных перевалил за 80%.
Главным для нашей темы является положение именно муниципальных служб, которые финансируют, содержат и ремонтируют и котельные, и центральные тепловые пункты, распределяющие тепло по домам, и, что еще более важно, распределительные теплосети. Их техническое состояние является критическим. В Концепции сказано: “Другой круг проблем в системах теплопотребления [после изношенности теплосетей] связан со старением теплообменного и насосного оборудования ЦТП и ИТП и высокой повреждаемостью распределительных тепловых сетей, в особенности сетей горячего водоснабжения между ЦТП и присоединёнными к ним зданиями”.
Общее финансовое положение этих служб определено в Концепции таким образом: “Большая часть муниципальных теплоснабжающих предприятий фактически являются банкротами. Средств на обновление оборудования нет ни у самих предприятий, ни в городских бюджетах. Существующие системы теплоснабжения непривлекательны и для частных инвестиций”.
В Докладе по этому вопросу сказано: “Долги муниципальных теплоснабжающих предприятий за топливо (в основном, газ) и за покупное тепло превысили 170 млрд. руб. В некоторых муниципальных образованиях долги за топливо превысили годовой бюджет... Местного бюджета при неработающих предприятиях (потенциальных плательщиках налогов в бюджет) не хватает даже на оплату топлива для котельных, не говоря уже о ремонтах и т.д., и в этом случае говорить о технической политике легко - ее просто нет”.
Итак, совершенно необходимая часть системы теплоснабжения РФ приведена в результате реформ в состояние банкротства, причем такого, что ожидать спасения невозможно ни от деятельности самих предприятий, ни от городских бюджетов, ни от мифических “частных инвесторов”. Если следовать логике и здравому смыслу, то уже из одного этого следовало бы признать сам замысел такой реформы ошибочным или преступным.
Каковы же масштабы финансового провала отдельных городских служб? Они очень велики, положение многих кажется просто безвыходным. Вот пример из Башкирии: “Абонентная задолженность потребителей башкирским энергетикам составляет 5 млрд. 680 млн. рублей… По данным пресс-службы “Башкирэнерго”, порядка 20% суммы долга (1,11 млрд.) составляют просроченные выплаты сельскохозяйственных потребителей… Долг Уфимского муниципального унитарного предприятия (МУП) тепловых сетей составляет 230,6 млн. рублей, Стерлитамакского — 85,52 млн., Салаватского — 64,10 млн…” (ИА “Росбалт”)
Ряд примеров с мест приведен в Докладе. Вот выдержки из этих сводок.
Город Иваново: “За отопительный сезон долги города перед “Ивэнерго” достигают 80 млн. руб., за лето они в основном погашаются. Старый долг удалось немного уменьшить с 750 до 600 млн. руб.”. Чем угрожает городу состояние должника или банкрота его муниципальной службы теплоснабжения? Тем, что любая серьезная авария добьет эту службу - и часть населения на всю зиму останется без отопления.
Вот сибирский город, райцентр Борзя. О нем в Докладе сказано: “Годовой бюджет района 204 млн. руб., около 110 млн. в год надо отдавать в счет дотации на разницу в тарифах (жители платят 50%) за уголь и электроэнергию. Долг подрядчикам, накопившийся в 1996 г., - 138 млн. руб.”.
Здесь в январе 2001 г. произошла авария и разморозили основной водовод. Из-за отключения котельных было разморожено 42 дома с населением 13 тыс. человек (треть жителей). Как сказано в Докладе, “теплоснабжение до конца зимы восстановить не удалось. Помощи городу оказано не было. Из областного бюджета было выделено 200 тыс. рублей, хотя только на восстановление внутренних систем отопления зданий требовалось 23 млн. руб...”.
Таким образом, больше половины бюджета тратится только на дотации жителям для покупки угля (тем, кто не подключен к центральному отоплению) и платы за электроэнергию. Остаются гроши - и неоплатный долг. Случилась зимой беда - а вся помощь “центра” составила менее 1% от стоимости небольшой части ремонта. Что же может сделать город, существующий в Сибири? В Докладе сказано, что и какой ценой делали и что смогли сделать:
“Распоряжением нового главы администрации г. Борзя практически все средства местного бюджета (включая даже зарплату работников социальной сферы) направлены на восстановление системы теплоснабжения. Развернуты большие работы по ремонту котельных и замене тепловых сетей, потрачено 32 млн. руб., но из-за недостатка средств работами по восстановлению водоподготовки, замене находящегося в аварийном состоянии электрооборудования никто не занимается. Тепловые сети прокладываются в каналах без тепловой изоляции. Водопровод не заменен”.
Надо представить себе это положение: даже истратив все средства местного бюджета, даже отобрав зарплату у работников муниципалитета, город не смог устранить последствия аварии. А что его ждет дальше? В Докладе говорится уже о следующем, 2002 годе:
“Сохраняется очень большая вероятность повторения прошлогоднего сценария. Получается порочный круг: отсутствие средств на приведение в порядок теплового хозяйства приводит к огромным затратам на восстановление размороженного, а отвлечение средств на аварийные работы не позволяет привести в порядок тепловое хозяйство”.
Отметим, что в порочный круг загнано в первую очередь именно теплоснабжение: поскольку отключение электроэнергии технически проще и не приводит к столь моментальным драматическим последствиям, угроза “рубильником” заставляет предприятия в первую очередь оплачивать счета РАО ЕЭС. Вот, например, сообщение из Архангельска:
“ОАО “Архэнерго” снизило по состоянию на 24 января 2003 г. дебиторскую задолженность по сравнению с 1 января 2002 г. на 4,5%, до 2,044 млрд. руб. В том числе задолженность предприятий ЖКХ и промышленных предприятий за электроэнергию снизилась на 18,8% до 398 млн. руб., за теплоэнергию - осталась на уровне 1 января 2002 г. и составила 1,646 млрд. руб. В пресс-службе компании отметили, что потребители “Архэнерго” уже в 2003 г. оплатили только 33,45% отпущенных им с начала года энергоресурсов. В том числе электроэнергия оплачена на 39,76%, теплоэнергия - на 26,24%” (ПРАЙМ-ТАСС, 28.01.2003).
Но если в плачевном положении оказались предприятия теплоснабжения при расчетах по текущим платежам, то их возможности обновлять или хотя бы ремонтировать основные фонды сократились в гораздо большей степени. Особенно это касается восстановления изношенных теплосетей. Вот выдержка из статьи практика, директора района тепловых сетей городского муниципального предприятия “Теплосеть” из Тихвина:
“Тяжелое финансовое положение МП “Теплосеть” коснулось и каждого структурного подразделения предприятия. Особенно наглядно это отражается на примере района тепловых сетей. Сегодня наш район - это 83,5 километра тепловых сетей, 391 элеваторный узел… За последние два года резко сократилось финансирование затрат на эксплуатацию и капитальный ремонт тепловых сетей. Они очень изношены: свыше 50% сетей эксплуатируются 20 и более лет. Понятно, что при таких условиях объем капитального ремонта теплосетей надо увеличивать, необходимы квалифицированные кадры. Однако в последние годы объем капитального ремонта резко сократился, а численность персонала на этом участке уменьшилась в шесть раз. Если в 1999 году 36 человек капитально отремонтировали 6,5 километра теплосетей, то в прошлом году 7 человек отремонтировали 0,23 километра сетей.
В течение трех лет не проводится реконструкция тепловых сетей за счет бюджетного финансирования. Между тем состояние тепловых сетей продолжает ухудшаться. С октября 2001 года по март 2002 года на сетях устранена 91 протечка. Подготовка к следующему отопительному сезону тоже будет сложной из-за отсутствия средств…” (В.Ширинкин, “Дивья”, № 14 от 3 апреля 2002).
Какие же шаги пытаются предпринять власти, чтобы разорвать этот порочный круг? Ведь он возник не в результате стихийных процессов, а как следствие целенаправленных действий реформаторов. Могут ли местные власти преодолеть этот фактор, продолжая в то же время проводить тот же курс реформ? Нет, не могут, ибо этот порочный круг непрерывно воспроизводится, восстанавливается. Парализовано производство, следовательно, в бюджет не поступают налоги; обеднели люди, следовательно, они не могут полностью оплатить тепло, не говоря уж о содержании и ремонте инфраструктуры. В этих условиях все попытки местной власти разрешить финансовую проблему оказываются тупиковыми. Эти попытки несовместимы с общим курсом реформы, и некомпетентность, халатность или коррупция чиновников лишь усугубляют тяжесть положения, но вовсе не предопределяют ее.
Как, все-таки, видятся экспертами правительства реформаторов возможности выйти из тупика? Первый путь - заставить жителей оплачивать полную стоимость тепла. Доклад гласит: “В связи с резким ухудшением в 2001 году финансового положения муниципальных образований из-за перераспределения налогов в сторону федерального центра, во многих муниципалитетах, и раньше недоплачивающих дотацию на теплоснабжение, средств на дотирование теплоснабжения нет совсем.
Т.к. нет никакой надежды на обратное перераспределение средств, для предотвращения полного развала централизованных систем теплоснабжения необходимо повысить размер оплаты тепла жителями до полного возмещения затрат на выработку и транспортировку тепла при нормативных показателях энергоэффективности (нормативные тепловые потери, нормативная численность персонала, нормативный усредненный расход тепла на отопление 1 м3 зданий, нормативные затраты на капитальный ремонт), другими словами жители должны оплачивать услуги “идеальной” теплоснабжающей организации”.
Это - чисто политическое, неискреннее заявление (ниже мы увидим, как убедительно сами же авторы этого Доклада показывают невозможность и даже нежелательность возложения на граждан бремени полной оплаты). Неискренность заявления состоит уже в том, что “идеальной теплоснабжающей организации”, выполняющей все нормативы, давно уже не существует. В жизни есть организации-банкроты, переживающие острый кризис и поэтому нарушающие едва ли не все нормативы. О каких “нормативных тепловых потерях” может идти речь, если 70% теплосетей выработали свой ресурс и во многих регионах теряют до половины теплоносителя? Или, как в г. Борзя, при ремонте трубы теплосети укладываются без теплоизоляции - при сибирских морозах?
Неискренность предложения и в том, что авторы не указывают, каковы же сегодня “нормативные затраты на капитальный ремонт” - при степени износа инфраструктуры 70%? Сколько стоит капитально отремонтировать теплосети РФ? Могут ли жители, с трудом оплачивающие половину тарифа, в котором почти нет инвестиционной составляющей, вдруг возместить колоссальные амортизационные отчисления, выкачанные из отрасли за 12 лет реформ?
Понимая, что ни бюджет, ни платежи потребителей не могут служить средством финансового оздоровления муниципальных служб теплоснабжения, разработчики Концепции категорически заявляют: “Необходимо осознать тот факт, что без частных инвестиций надежное, качественное и экономичное теплоснабжение во многих регионах обеспечить невозможно”.
Но ведь и эта “рыночная” декларация - не более чем идеологический реверанс. Да, “без частных инвестиций теплоснабжение обеспечить невозможно”, а частных инвестиций нет - выход же нужно найти именно в этой реальной ситуации. Ведь вопрос как раз в том, что не удается привлечь частные инвестиции в отрасль-банкрот, обремененную колоссальным долгом и в реальных условиях не имеющую никаких шансов стать рентабельной.
Очевидно, задача это невозможная, что прекрасно знают и авторы Концепции. Ибо сами же они чуть ниже пишут, несколько витиевато: “Без огромной подготовительной работы привлечение значительных инвестиций в теплоснабжение невозможно.
Инвесторов отпугивают неплатежи; “социалистический” принцип тарифообразования, не учитывающий доходность капитала; непредсказуемость поведения глав администраций после очередных выборов; отсутствие примеров удачных проектов”.
Причем здесь подготовительная работа, что она может подготовить? Как можно “учесть доходность капитала”, если именно этой-то доходности и нет, если люди не могут оплатить тепло даже по тарифам, никакой “доходности” не предполагающим? Инвесторов отпугивает именно эта неумолимая реальность, а вовсе не пережитки социализма в сознании людей.
Авторы Доклада пишут проще: “Программа полной замены тепловых сетей города для снижения тепловых потерь не будет иметь успеха у кредиторов, т.к. ее окупаемость обеспечивается, в среднем, за 10-15 лет”. Какие уж при таких сроках окупаемости могут быть “примеры удачных проектов”!
Есть, конечно, еще один источник, не менее тупиковый - влезть в долги, поискать за границей добрых заимодавцев. Так, город Череповец “взял кредит Всемирного банка в 32 млн. долларов США и тратит его на установку автоматизированных тепловых пунктов”. Пенза у того же банка взяла кредит (14 млн. долл.) на ремонт теплосетей, а Ярославль у ЕБРР 50 млн. долл. на ремонт водопровода. Кредиты эти берутся под высокий процент (до 20,5% годовых), и через три года долги станут неоплатными. Впрочем, доллары даются под гарантию городской недвижимости, а кое-какие богатства на русской земле еще остались, включая саму эту землю. То, что 70 лет мы прекрасно могли делать сами за свои деньги без всяких процентов, теперь служит для обогащения зарубежных банкиров.
Большое влияние на финансовое положение местных служб теплоснабжения оказывает региональный фактор. Рыночная реформа, резко ослабив роль государства в поддержании целостности страны, ликвидировала механизмы, которые в течение нескольких веков выстраивали и укрепляли единое социальное пространство России. Реформаторы, добившись политическими средствами ликвидации СССР, затем с помощью экономических рычагов “рассыпали” РФ на конгломерат областей с резко различающимися экономическими и социальными укладами.
Это выражается в расслоении регионов по доходам и уровню зарплаты, по степени обеднения населения и численности безработных, по типу потребления и покупкам товаров длительного пользования и пр. Здесь нас интересует показатель, прямо зависящий от географического расположения региона и его климатических условий - расход топлива на обогревание жилищ. В плановом хозяйстве вызванная природными условиями разница нивелировалась государством исходя из критериев общей целесообразности. Рынок этих критериев не признает, он понимает лишь выгоду. Как это повлияло на теплоснабжение?
В Концепции сказано: “Удельные затраты на теплоснабжение в разных регионах России отличаются на порядок. Причем в относительно более теплых регионах население имеет более высокие доходы и почти повсеместно подведен дешевый газ”. В общем, это и есть принцип реформ в чистом виде: у бедного да отнимется, богатому да прибавится!
Действие рыночных тарифов, расчленяющее целостности, наблюдается даже в пределах одного края. Вот Хабаровский край. В общем стоимость услуг ЖКХ в этом крае в 2,5 раза выше среднероссийской, а уровень доходов на 30% ниже, чем в среднем по РФ. Этот край в целом стал “плох для жизни”!
Внутри края разница такова: в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре тариф на поставку тепла в 2001 г. был равен 249,6 руб./Гкал (в Центральной России около 200 руб./Гкал), а в Советской Гавани 924 руб./Гкал. В северных районах тарифы еще выше: в Охотском районе 1370 руб./Гкал, в Тугуро-Чумиконском 1864 руб./Гкал. Население в крае в основном оплачивает 50% стоимости тепла, в Сов. Гавани 40%, в северных районах 20%. Понятно, как это сказывается на местных бюджетах и почему в результате реформы “Россия уходит с Севера”.
Но если местные власти ищут хотя бы временные меры для финансирования ремонта объектов теплоснабжения, пытаются собрать с населения деньги, чтобы худо-бедно обеспечить их жилища теплом, то федеральная власть склоняется к тому, чтобы объявить большую долю предприятий банкротами, распродать их имущество и умыть руки. Нет больше у государства таких предприятий – и спрашивать с него нечего. Целуйте, граждане, невидимую руку рынка – может, она вас согреет.
Вот сообщение РИА “Новости” с коллегии Госстроя (3 апреля 2003 г.): “До конца мая 2003 года Госстрой намерен провести инвентаризацию всех долгов предприятий ЖКХ, чтобы затем осуществить финансовое оздоровление отрасли. По словам Кошмана, предприятия будут разделены на несколько категорий. В первую попадут те организации, долги которых будут списаны, или по ним будет объявлена рассрочка и отсрочка. Во второй окажутся предприятия, чье имущество “придется отдать за долги, то есть они будут объявлены банкротами”. В третью группу попадут предприятия, которые “можно будет отправлять в свободное плавание”. Говоря об этой группе организаций, Кошман высказал мнение, что “реформа ЖКХ может завершиться только тогда, когда в отрасль придет частный капитал” .
Сама идея, что в стране можно закрыть из-за “банкротства” целую категорию организаций жизнеобеспечения, которые по самой своей природе предназначены не для извлечения прибыли, а для создания условий физического существования людей, является порождением рыночного фанатизма, следствием тяжелой деформации сознания высших чиновников РФ. Их рассуждения на эту тему нелепы и служат признаком утраты рациональности. В интервью после упомянутой коллегии Госстроя Н.Кошмана спросили: “Все чаще из уст правительственных чиновников звучат слова о том, что грядет банкротство ЖЭКов, ДЕЗов и подобных им учреждений”. Вот что он ответил: “Идея банкротства, которая сейчас витает в воздухе, несколько надуманна, потому что у нас нет правого разрешения этого вопроса”.
Почему же идею объявить банкротами службы ЖКХ (“которая сейчас витает в воздухе”) министр считает “несколько надуманной”? Оказывается, не потому, что это создало бы угрозу жизни миллионов людей. Нет, некоторая надуманность этой идеи выражается лишь в том, что “у нас нет правого разрешения этого вопроса”! Не успели закон состряпать и через Госдуму протолкнуть – рук на все не хватает у правительства.
8. Локальные отказы отопления и общая оценка состояния в теплоснабжении
Как многие еще помнят, зимой 2000/2001 гг. в нескольких населенных пунктах Сибири и дальнего Востока, в том числе в двух микрорайонах Владивостока, произошли чрезвычайные происшествия - аварии в котельных, отключение теплоснабжения, замораживание теплосетей и батарей отопления, демонстрации замерзающей публики и т.п.
Это было воспринято всеми именно как чрезвычайная ситуация. Был снят с должности губернатор Приморья Е.Наздратенко, возбуждены уголовные дела, в Приморье полетел министр Шойгу, а за ним самолеты с трубами, батареями и лучшими в РФ сварщиками. Большой политический спектакль. Власть справилась с ситуацией! Никто в правительстве, да и в обществе в целом не воспринял это тогда как предвестие катастрофы. Разумеется, специалисты верно оценили ту угрозу, которая встает перед городом или поселком при крупном отказе централизованного отопления – но кто сегодня интересуется мнением специалистов. В Докладе сказано на этот счет:
“В существующих системах централизованного теплоснабжения не предусмотрено резервирование, фактически оно осуществляется только включением газовых плит и электронагревателей. Но в сильные холода нагреватели не помогут - не выдерживают электрокабели, а на восстановление централизованной системы небольшого поселка надо 1 - 2 месяца. Восстанавливать разрушенную систему теплоснабжения среднего города зимой практически невозможно. Придется выселять людей. Основной урок Приморья - теплоснабжение невозможно быстро восстановить даже силами МЧС, не помогают ни грозные указания, ни срочно выделенные деньги”.
В Докладе говорится только о технологических причинах чрезвычайной ситуации в Приморье. Но им предшествовали причины экономические, управленческие и социальные, прямо порожденные реформой. Они хорошо известны, и мы напомним их здесь лишь очень кратко.
Прежде всего, в самом начале реформы под предлогом “нерентабельности”, абсурдном в приложении к объектам жизнеобеспечения, на Дальнем Востоке была свернута добыча угля, что подорвало местную топливную базу теплоснабжения. Говорили даже о “дешевом угле из Австралии”. В результате добыча угля в Амурской области сократилась к 2000 г. в 7 раз, а в Приморском крае в 2 раза, а австралийского угля никто не видел – стали за большие деньги возить уголь из Кузбасса.
При обсуждении этой проблемы в Интернет-конференции, один участник написал такое сообщение: “Проблема ЖКХ это квинтэссенция всех перестроечных проблем в России. Начнем с того, что это политическая проблема. Россия – страна северная, у нас обеспечение населения теплым жильем это обеспечение жизнедеятельности населения, обеспечение его выживания. По Конституции обеспечение безопасности населения - важнейшая функция государства. Главная же (не афишируемая) цель так называемой реформы ЖКХ - снять эту обязанность с государства и переложить на муниципальные власти и население. Вопрос даже не в тарифах, ибо с учетом российского климата, неравномерности размещения энергоресурсов, транспортных проблем, форм проживания большей части населения решить вопрос энергетических балансов не под силу на уровне местного самоуправления. За примерами далеко ходить не надо.
Город Партизанск стоит на углях. Когда решениями правительства Гайдара на займы МВФ оптимизировалась (читай – ликвидировалась) угольная промышленность России, шахты закрыли, весь город оказался без средств к существованию, платить за коммунальные услуги нечем, в бюджете города денег нет, котельные перевели на мазут (при том, что город стоит на угле), а его вовремя не завезли.
В довершение Чубайс отключил электричество за долги муниципального бюджета, остановились насосы в котельных и были разморожены теплотрассы, а затем и дома. Затем лучший из всех ельцинских министров Шойгу самолетами возил радиаторы и героически восстанавливал жизнедеятельность города и спасал население в чрезвычайной ситуации. Правительство и Чубайс ни при чем, Шойгу – герой России. Судили же мэра…
Газпром официально предупредил РАО ЕС о предстоящем резком сокращении поставки газа на внутренний рынок и необходимости перевода электростанций на уголь. Под разными предлогами сокращаются работы по газификации села и малых населенных пунктов. А значит, отменяются даже перспективы локальной теплоэнергетики. Этот вопрос разрешим местной властью? Подавляющая часть территорий страны живет на привозном топливе.
А замороженная атомная энергетика, а прекращение федерального финансирования по программам альтернативных источников энергии? А разрушение отечественного коммунального машиностроения? Таким образом, даже на уровне целей, реформа ЖКХ - это план разрушения, под видом реформирования, самой среды обитания населения России. И первое, что надо сделать – это принять конституционный Закон, определяющий функцию обеспечения энергобезопасности населения важнейшей обязанностью государства. И все последующие законы по реформе ЖКХ и РАО ЕС необходимо обсуждать только после принятия этого базового Закона. А разрушение единого организма ЖКХ под видом реформы необходимо остановить.
Кстати, если законодательно определить, что в обеспечение электричеством и теплом это обеспечение жизнедеятельности, то и нарушение тепло- и энергоснабжения должно расцениваться как посягательство на жизнь и здоровье граждан. Со всеми вытекающими из этого последствиями…
В СССР было Министерство коммунального хозяйства и бытового обслуживания как ведомство по жизнеобеспечению населения, и была четкая вертикаль власти и ответственности, которая сейчас разрушена. К чему это приводит, показывает пример продвинутой в реформах Карелии, наиболее пострадавшей от морозов в эту зиму. Там на уровне республики (региона) просто ликвидировали вертикаль обеспечения жизнедеятельности населения – пришлось запускать вертикаль МЧС”.
Вернемся к Приморью. Вслед за подрывом местной топливной базы власти стали из экономии снижать нормативные параметры коммунального теплоснабжения, подвигая его к критическому уровню, на котором и произошел срыв 2001 г. Вот справка из администрации Приморского края: “В 1997 г. предельный норматив теплопотребления для отопления г. Владивостока был пересмотрен (письмо ЖКХ администрации Приморского края мэру г. Владивостока от 20.11.97 г. № 03-21/817) до уровня 0,1955 Гкал/м2 в связи с уточнением площади жилых зданий различной этажности.
Вместо того, чтобы исправить положение, администрация г. Владивостока постановлением от 30.06.2000 г. № 1281 его усугубила, снизив норму теплопотребления для отопления до 0,1488 Гкал/м2, что соответствует температуре внутри отапливаемых помещений +13°С при нормативе + 18°С”.
Таким образом, вместо сопротивления абсурдным экономическим экспериментам реформаторов и вместо исправления допущенных из-за этого в начале 90-х годов ошибок власти Приморья стали юридически оформлять грядущее замораживание жилья. Что значит официально снизить норму теплопотребления до уровня, при котором в жилище температура держится на уровне 13°С? Ведь это несовместимо с нормальной жизнью, это именно шаг к катастрофе. Кризис теплоснабжения в Приморье был первым серьезным сигналом.
Второй сигнал был серьезнее. Зимой 2002/2003 гг. в конце декабря приморозило, во многих городах и посел-ках проржавевшие трубы тепловых сетей лопнули, а изношенные насосы и котлы остановились – системы отопления замерзли и были надолго выведены из строя (в ряде мест, как выразились власти, “до следующего отопительного сезона”) . Крупные аварии произошли в 30 регионах, от сбоев и отказов теплоснабжения пострадали 15 млн. человек (иногда пишут о 30 миллионах, но данные прессы не надо принимать безоговорочно - слишком размытое понятие “пострадали”. Одно дело отключение отопления на сутки, другое - остаться без отопления в Сибири “до следующего отопительного сезона”). Речь уже шла не о единичных сбоях, волна отказов прошла везде вслед за волной холодов, которые вовсе не были из ряда вон суровыми. Аномалией в России были как раз теплые зимы последнего десятилетия.
14 января 2003 г. пресса сообщила: “По данным Госстроя РФ, в текущем отопительном сезоне уже заре-гистри-ро-вано более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения городов и населенных пунктов и 59 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 29-ти субъектах Российской Федерации”. Вот география событий: “Как сообщили в пресс-службе РАО “ЕЭС России”, недостаточный уровень подготовки оборудования к зиме привел к многочи-слен-ным авариям на муниципальных теплотрассах. В результате было серьезно нарушено теплоснабжение потребителей в Ленинградской, Новгородской, Тульской областях, Карелии, Коми, ряде регионов Поволжья и Урала, в Якутии”. И это – не все, после этой сводки пострадали Петербург и Сахалин.
Январские аварии уже были восприняты как сигнал о глубоком кризисе, который требует перехода к чрезвычайным мерам. Вот два сообщения с Сахалина - в январе и марте. Первое - информация об отказах теплоснабжения: “На Сахалине нарушено теплоснабжение в девяти населенных пунктах, без тепла остаются 160 жилых домов, где проживают более 11.5 тыс. человек. В поселке Быково планируется перевести часть жилых домов на печное отопление, жители четырех домов будут переселены. Федеральные и местные власти предпринимают экстренные меры по ликвидации критической ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалина. На счет администрации Сахалинской области поступил из Москвы первый опережающий трансферт в 30 млн. руб.” (РИА “Новости”, 20.01.2003).
Второе сообщение - о реакции властей: “По распоряжению администрации Сахалинской области создается система быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в теплоснабжении. Прошедшая зима показала, что во время прохождения пиковых нагрузок в системах теплоснабжения из-за высокой изношенности оборудования котельных, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения участились случаи аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям в жилищно-коммунальном хозяйстве. При устранении аварийных ситуаций выявляются факторы, которые препятствуют эффективному устранению аварий. Нет соответствующих аварийно-восстановительных служб. В районах – острый недостаток специалистов высокой квалификации. В целях повышения надежности теплоснабжения, обеспечения населения области качественными коммунальными услугами утвержден план мероприятий по созданию системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области” (РИА “Дейта.Ru”, 28.03.2003).
Конечно, ни “план мероприятий”, ни гордый титул “система быстрого реагирования” не заменят квалифицированных кадров и не устранят “высокой изношенности оборудования котельных, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения”. Для этого нужны столь большие средства и организованные усилия множества людей, что надо говорить об изменении хозяйственной системы страны. Но важен шаг хотя бы к тому, чтобы называть вещи своими именами.
А что же в центре? Даже при этом втором “серьезном предупреждении” у властей не хватило честности сказать о фундаментальной причине аварий. Что значит “недоста-точный уровень подготовки оборудования к зиме”? Ведь это прямой обман. Разве коммунальные службы городов не знают, в каком состоянии теплотрассы и сколько труб надо было бы заменить? Прекрасно знают, но не имеют они возможности “подготовить оборудование к зиме”, хоть ты расстреляй всех кочегаров и сантехников.
На местах всем известно, что теплотрассы изношены настолько, что они не выдерживают уже даже обычных, привычных холодов. В такие моменты ком-мунальные службы балансируют над пропастью. Снизишь температуру пода-ваемой воды – замерзают люди, да и можно разморозить стояки. Повысишь температуру до нормы – разорвет проржавевшие трубы.
Вода при 150°С и пар под давлением 7-16 атмосфер – вот нормальные параметры теплоносителя. Тогда в домах тепло, а отопление экономично. А что приходится делать сейчас? Вот сообщение из Поволжья: “В последние пять лет характерной особенностью теплоснабжения Ульяновска является недотоп, то есть снижение температуры подаваемой сетевой воды. Происходит подмена высокопотенциального (то есть с высоким внутренним теплосодержанием) теплоносителя низкопотенциальным. Такое тепло не может быть эффективно использовано отопительными приборами, что ведет к падению температуры внутреннего воздуха жилых помещений”.
Итак, недотоп – “характерная особенность теплоснабжения” большого областного города в последние пять лет. Иными словами, это стало нормой нового жизнеустройства. Это первая стадия умирания централизованного теплоснабжения как привычной части нашего бытия. К этой новой норме привела кооперативно действующая комбинация двух причин, порожденных реформой – экономической и технологической. У городов нет денег на топливо, чтобы нагревать воду до нормальной температуры (экономика), а трубы не выдерживают нормального давления (технология).
Надо подчеркнуть, что городам сокращают или прекращают подачу топлива за неуплату даже на пике морозов, когда остановка теплоснабжения может привести к серьезной аварии. Вот сообщение из Поволжья как раз в момент февральских морозов: “В городе Марксе Саратовской области на 50% сокращена подача природного газа котельным, обеспечивающим теплоснабжение города. Как сообщили в пресс-службе “Саратовэнерго”, это следствие ограничений, введенных компанией из-за неуклонного роста задолженности местного бюджета и населения района. В пресс-службе сообщили, что не исключено, что с понедельника теплоснабжение Маркса может быть вообще прекращено” (РИА ”Новости” - Приволжье, 14.02.2003).
А вот сообщение с Севера: на Северодвинских ТЭЦ температура теплоносителя на выходе сейчас удерживается на уровне 91-94°С, на Архангельской ТЭЦ она составляет 98°С. Что значит в мороз снизить температуру воды на 50-60° относительно нормы? Значит, что к батареям отопления вода подойдет еле теплой. Энергетики обещают: “Температура теплоносителя будет повышена при первой же возможности, как только будет получено сообщение о новых подходах топлива” .
Может, топлива нет “из-за экстремальных погодных условий”? Нет, по социально-экономическим причинам. Это топливо отправляется туда, где за него больше платят. Корабелы и моряки Северного флота не в состоянии оплатить тепло для своих семей. Сообщают: северодвинские предприятия ЖКХ в ноябре 2002 г. заплатили за тепло только 31,3% от того, что были должны, а предприятия ЖКХ Архангельска – 46%. Общая же сумма долга по двум этим городам составила к 20 декабря почти 250 миллионов руб. Вот какие деньги нужны – еще без всяких аварий. При этом не надо забывать, что подача в сеть недогретой воды удорожает отопление.
Видный специалист, вице-президент НП “АВОК” А. Л. Наумов пишет:
“Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что наиболее распространенный способ “экономии” топливно-энергетических ресурсов – снижение графика отпуска тепла – на практике приводит не к экономии, а к издержкам, т. к.:
- возрастает сверхнормативное электропотребление;
- в качестве отопительных приборов используются бытовые газовые плиты, что наносит ущерб здоровью населения;
- на порядок возрастает пожаровзрывоопасность жилища из-за использования кустарных обогревателей, включая “буржуйки”;
- промораживаются и выходят из строя тепловые сети и сети систем теплопотребления”.
Кстати, хотя Чубайс и открещивался, экономические причины, то есть отключение энергоснабжения за неуплату сыграло в кризисе зимы 2003 г. немалую роль, пусть и не в самой драматической форме. Вот сообщение конца января: “В семи самых крупных городах Приморья - Дальнегорске, Арсеньеве, Дальнереченске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Лесозаводске и Большом Камне - введены ограничения энергоснабжения. Об этом заявили сегодня в пресс-центре ОАО “Дальэнерго”. Причиной стали многомиллионные долги предприятий-перепродавцов, которые обеспечивают энергоснабжение этих населенных пунктов. По словам заместителя генерального директора Дальневосточной управляющей энергокомпании А.Какулина, на фоне “проблем ЖКХ, принесших нынешней зимой немалые испытания тысячам россиян, мы вынуждены в очередной раз ставить вопрос о правомерности существования таких предприятий-перепродавцов”. Ограничения электроснабжения городов и сел Приморья будут составлять от 5-8 часов в сутки” (“Вести”, ВГТРК “Россия”, 29.01.2003).
Замахивается товарищ Какулин на святая святых нашей рыночной реформы – свободу спекуляции. Подрывает социальную базу политического режима и нынешнего государственного строя.
Стоит напомнить, что при отключении энергоснабжения страдают отнюдь не только предприятия-доложники. Вследствие исторически сложившегося тесного соединения производственных и жилищно-коммунальных систем теплоснабжения любое прекращение подачи электроэнергии крупному предприятию парализуют и те его службы, которые участвуют в жизнеобеспечении населения (например, заводские котельные).
Вот сообщение из Самары, тоже в морозы, в феврале 2003 г.: “Анализ платежей абонентов АО “Самараэнерго” в январе 2003 года показал, что среди предприятий самыми крупными должниками являются “Куйбышевская железная дорога”, “Авиакор-авиационный завод”, ОАО “Двигатели НК” и др. “Самараэнерго” уже приступило к ограничениям тяговых подстанций Куйбышевской железной дороги. Энергосбыту поручено разработать техническую программу полного прекращения подачи электроэнергии прочим предприятиям-должникам. Без энергоснабжения могут остаться абоненты, получающие энергоснабжение через сети предприятий-должников, в том числе и бытовые потребители. Ситуация осложняется тем, что на их территории к тому же находятся котельные, осуществляющие теплоснабжение прилегающих районов”.
Одурманенное прессой и телевидением население, похоже, просто не отдает себе отчета в том, насколько ненормальным и даже диким является то положение, которое создали реформаторы - части единой системы жизнеобеспечения страны, переведенные на отношения купли-продажи, при малейшем неравновесии в системе начинают друг против друга разрушительную “экономическую войну”. Отключая за копеечные неплатежи, возникшие вовсе не по вине, например, водопровода, больницы или стоящей на боевом дежурстве части ПВО, энергоснабжение этих организаций, РАО ЕЭС наносит стране в целом ущерб, иногда в миллионы раз превышающий сумму неплатежей (не говоря уж о случаях смерти пациентов). И это считается нормальной рыночной практикой! Она нисколько не меняется даже в те дни, когда правительство и Президент вещают о небывалых экономических успехах РФ и профиците госбюджета.
Вот сообщение именно этих дней: “С начала недели в Пензе начались локальные отключения горячего водоснабжения. Эти меры предприняло ОАО “Пензаэнерго”, не дождавшись от мэрии обещанного погашения давно образовавшейся задолженности за потребленную теплоэнергию. Среди главных должников такие организации как управления ЖКХ, образования и здравоохранения. Дополнительно предупреждение получил и другой потребитель - МП “Горводоканал”, который, по данным пресс-центра ОАО “Пензаэнерго”, “продолжает нарушать график оплаты текущего потребления электроэнергии и договорные обязательства по реструктуризации долгов. В случае нерешения вопроса с оплатой, ежедневно, с 16 июня будет ограничена подача электроэнергии на объекты “Горводоканала” путем отключения насосных станций в различных районах областного центра”. (ИА Regnum, 20.06.2003)
Но неплатежи потребителей и ответные санкции энергетиков связаны лишь с текущими расходами, а это небольшой, даже ничтожный по величине срез экономической проблемы. Главная, неумолимая беда, которая накатывает на страну – полный износ теплотрасс, основная часть которых была уложена в период массового жилищного строительства, после 1960 г. Это значит, что именно на 90-е годы приходился вал обязательных работ по замене изношенных труб. И эти плановые работы были предусмотрены уже в момент укладки труб, но не были проведены. Правительства Гайдара, Черномырдина и др. “рефор-ма-торов” не выполнили своей обязанности по содержанию систем теплоснаб-жения. Они растратили амортизационные отчисления, не произвели эти плановые работы и довели износ теплотрасс до катастрофического уровня.
Нельзя, кстати, не отметить постыдные потуги СМИ, обслуживающих власть, по привычке свалить вину на “проклятое прошлое”. В знаменитом Физико-техническом институте им. Иоффе (Петербург) 29 декабря 2002 г. произошла авария и замерзла система отопления. Вот как это трактует программа “Вести” (14 января 2003 г.): “Типичная история: в 30-градусный мороз в институте прорвало трубу. Пока латали дыру, одна за другой стали лопаться все системы отопления. Оказалось, что в 1970-х годах коммуникации проложили неверно”. Пред-ставляете: трубы исправно пролежали в земле 30 лет (при нормативном сроке службы 25 лет), а когда они, наконец, не выдержали, “демократическое” телевидение возложило вину на тех, кто эти трубы укладывал 30 лет назад. Какая нечистоплотность!
Вот еще сообщение тех дней под заголовком “Новые подробности ликвидации последствий крупной аварии теплосетей в Валдае”: “9 января около 16.00 в Валдай выехала группа врачей Новгородской областной больницы, которые окажут помощь пациентам Валдайской районной больницы, оставшейся в ночь с 6 на 7 января без отопления… Вчера ее хирургическое отделение успешно провело две срочные операции, несмотря на минусовую температуру в операционной... Морозы повредили и ряд систем теплоснабжения в Великом Новго-роде. Причиной перебоев являются разрывы старых труб… Администра-ция Великого Новгорода отказывается официально комментировать ситуацию в городе”. (ИА Regnum, 10.01.2003)
Представьте: в мирное время, в городе между двумя столицами России врачи делают в государственной больнице срочные операции при мину-совой температуре в операционной! Больной лежит на операционном столе в телогрейке и валенках? Хирург держит скальпель в меховых рукавицах? Что вы сделали с нашей страной, господа реформаторы!
Сильнее всего в декабре-январе 2002/2003 г. пострадал Северо-Запад РФ – Петербург и Ленинградская область, Карелия. Здесь произошли множественные аварии и отказы. В Карелии на 15 января положение, по сообщениям разных агентств, было такое. “В Карелии без тепла остаются 245 домов, 47 школ, 10 детских садов, 7 медицинских учреждений, 18 объектов культуры. Восстановить теплоснабжение аварийных жилых домов удастся не раньше середины февраля – если не будет новой волны холодов” .
Из Петербурга сообщали: “Несмотря на усилия соответствующих служб, аварии на тепло- и электросетях происходят во все новых городах и поселках Северо-Запада… Вечером 9 января были отключены от теплоснабжения 54 дома в Приморском районе Петербурга, в том числе детский сад, две школы и две больницы… Жители, отчаявшись, собирались перекрывать движение… Между тем, губернатор города Владимир Яковлев призвал петербуржцев не пользо-ваться отопительными приборами для обогрева квартир, чтобы не перегружать электросети”. Это был важный и примечательный урок: власти теплосети не ремонтируют, а электричеством призывают не пользо-ваться. Жгите, мол, книги, господа “санкт-петербуржцы”! Но петербуржцы, оказывается, люди не очень сознательные, РАО ЕЭС на них жалуется:
“Как сообщили в пресс-службе РАО “ЕЭС России”, недостаточный уровень подготовки оборудования к зиме привел к многочисленным авариям на муниципальных теплотрассах. В результате было серьезно нарушено теплоснабжение потребителей в Ленинградской, Новгородской, Тульской областях, Карелии, Коми, ряде регионов Поволжья и Урала, в Якутии… В подобных условиях население вынуждено пользоваться электронагревательными приборами, что привело к значительному росту электропотребления.
В ряде случаев увеличение электропотребления приводит к перегрузке и автоматическому отключению электрических сетей, принадлежащих региональным АО-энерго… Городские коммунальные службы порой грубо нарушают технологическую дисциплину – в частности, вместо штатных предохранителей на внутридомовых распределительных щитах устанавливаются т.н. “жучки” (обычно – лом или гаечный ключ). В итоге, при перегрузке сетей внутридомовой щит, подведомственный ЖКХ, остается в работе, а из строя выходит оборудование на трансформаторных подстанциях АО-энерго” (ИА REGNUM).
Вице-губернатор Петербурга А.Смирнов рассказывает: “Да, зимние морозы обозначили узкие места… Граждане начали согреваться кто чем, в основном электроприборами. И сети не выдержали. А дальше - пошло-поехало... Никто не учитывает, что многие наши дома строились в советское время. Кто тогда знал об электропечах, саунах в квартирах и прочее. Сети прокладывались исходя из нагрузок, которые в современной жизни возросли минимум втрое. Значит, нужно повсеместно приводить нормы в соответствие с жизнью, а проще говоря - менять проводку. За чей счет?” (“СПб Ведомости”, 29.03.2003).
Таким образом, электрические сети, которыми располагают большие города РФ, не позволяют перевести отопление на автономные от централизованного теплоснабжения источники. Попытка воспользоваться, еще в очень небольших масштабах, электронагревательными приборами запустила цепной процесс отказов и в электросетях. Но ведь само РАО ЕЭС признает, что “население вынуждено пользоваться электронагревательными приборами”. Да, включая электронагреватели, люди в такой ситуации пилят сук, на котором сидят. Возникает порочный круг, и никакие призывы тут не помогут, надо решать проблему по сути, а этим ни нынешнее государство, ни нынешняя хозяйственная система заниматься не собираются.
А. С. Делюкин (председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга) объясняет эту суть просто и понятно: “Около 80% теплового оборудования районных и квартальных котельных ГУП “Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга” находится в эксплуатации 25 и более лет, физически и морально изношено и требует коренной реконструкции. Большинство котлов имеет возраст 40–50 лет. 50% теплопроводов требует капитального ремонта, в том числе около 20% полностью самортизированы”. Напомним, что 20% полностью изношенных теплопроводов Петербурга – это около 600 км теплотрасс в двухтрубном измерении.
В целом, в те январские холода “второй звонок” прозвенел по всей стране. Вот сводка: “В 4-х регионах России (Дальневосточный, Приволжско–Уральский, Центральный и Северо-Западный) по данным на утро 14 января без тепла остаются 318 жилых домов (27063 человека) и 41 административное здание. Как сообщает пресс-служба МЧС России, за прошедшие сутки восстановлено теплоснабжение в 18-ти жилых домах. В аварийно-восстановительных работах задействовано 1493 человека, 226 единиц техники, в том числе от МЧС России 143 человека и 29 единиц техники” (АБН, 14.01.2003).
А здесь вновь вспомним, как не политики и широкая публика, а специалисты оценили состояние теплоснабжения страны после “первого звонка” - в документах, подготовленных в недрах двух наиболее компетентных министерств (Министерстве науки, промышленности и технологий РФ и Министерстве энергетики РФ).
В Концепции говорится: “Средний возраст тепловых сетей по стране год от года повышается в связи с тем, что объем замены обветшалых трубопроводов недостаточен... Повреждения теплопроводов в течение отопительного периода наносят стране огромный ущерб, последствия которого трудно оценить, о чем свидетельствуют известные события в населенных пунктах Приморского края в отопительном сезоне 2000/2001 гг.”
А вот что сказано в Докладе: “...Еще далеко не везде состояние систем теплоснабжения и теплопотребления дошло до полного упадка, но общие тенденции безрадостны: растет аварийность, пуск отопления осенью растягивается на несколько месяцев, недогревы в морозы стали нормой, а не исключением; темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии.
Теплоснабжение, как техническая система, во многих регионах существует только благодаря примитивности оборудования, поддающегося восстановлению простейшими ремонтами, и огромному запасу мощности, заложенному в каждом элементе системы...”.
Отметим вскользь высказанное экспертами признание: теплоснабжение РФ пока что держится только благодаря специфическим особенностям советской техносферы - именно тем, за которые ее так ненавидела наша либеральная демократическая общественность.
Это, прежде всего, свойственная русской технической мысли способность находить простые технические решения (в Докладе это свойство политкорректно названо “примитивностью оборудования, поддающегося восстановлению простейшими ремонтами”). Если бы низкопоклонство перед Западом стало у нас официальной государственной политикой не в конце 80-х годов, а на десять лет раньше, то страну сумело бы заморозить уже правительство Ельцина-Черномырдина. А так эта честь выпадает на долю Путина-Касьянова.
Второе свойство унаследованной от СССР инфраструктуры теплоснабжения (как, слава Богу, и всей техносферы) - “огромный запас мощности, заложенный в каждом элементе системы”. Этот принцип строительства был выработан нами за те века, что России пришлось, по выражению Менделеева, “жить бытом военного времени”. Он тоже официально отменен в “рыночной России” под флагом “конкурентоспособности на мировом рынке”, но из культуры изживается, конечно, с трудом. Хотя бы автомат Калашникова из пенопласта еще не стали делать, хотя к этому, похоже, идет.
Разумеется, никакой запас мощности в технической системе не может быть вечным, если его не поддерживать. Как оценивали в 2001 г. специалисты положение с учетом всех факторов? Вот их формулировка: “Сегодняшнее состояние системы теплоснабжения в стране можно определить как критическое, постепенно переходящее к уровню национального бедствия. К сожалению, в накопившемся клубке проблем нет такой спасительной ниточки, потянув за которую, можно все распутать... Время для постепенного реформирования отрасли упущено. Система начала разваливаться, и если не принять срочных мер, то процесс станет необратимым”.
Итак, оценка 2001 г. вполне определенна: система начала разваливаться, ее состояние подходит к уровню национального бедствия.
Эксперты еще оставляют надежду: процесс станет необратимым, если не принять срочных мер! Правительство Путина-Касьянова еще имело два года, чтобы эти срочные меры принять и повернуть процесс вспять или хотя бы затормозить его. Оно этих мер не приняло! Это - факт, как фактом является и то, что эксперты, назначенные самим правительством, его о необходимости срочных мер ясно предупреждали.
Более того, эксперты в своем анализе вышли за рамки чисто технического заключения. Они возложили вину за развал теплоснабжения именно на правительства реформаторов, прямо сказав о невозможности возложить, как это было принято в идеологии реформ, вину за создавшееся положение на наше “тоталитарное прошлое”. Они предупредили правительство и о политических последствиях его бездействия. В Докладе сказано:
“Кризис в теплоснабжении, подготавливаемый десятилетие, начался во время смены руководства страны. Но дальнейшее резкое ухудшение ситуации будет ассоциироваться только с бездействием новой власти. Замерзающие люди легко организуются только для бунта. Поэтому интересы государственной власти и граждан, собственно и образующих государство, в рассматриваемом вопросе абсолютно совпадают, хотя в “теплой” Москве это понимают далеко не все. Вопрос качественного теплоснабжения - это вопрос выживания нации...”.
Судя по событиям двух последующих после публикации Доклада лет, это был глас вопиющего в пустыне. “Вопрос выживания нации” не озаботил власть имущих, сидящих в “теплой” Москве.