От К.А. Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 19.08.2003 19:11:19 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Хозяйство; Тексты; Версия для печати

Больной вопрос (+)

Сергей Георгиевич!
Ниже материал о том, что у нас в городе с теплосетями.
Возможно пригодится...

К.А.

***

Галина КРАСНОВА.
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
(«Великолукская правда», 15.08.2003)

Похоже, это был не последний визит (который состоялся на прошлой неделе, о чем наша газета уже сообщала) в Великие Луки губернатора Псковской области Е. Э. Михайлова, связанный с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве города на Ловати. Эти проблемы копились годами и в конце концов сложились в единый запутанный клубок, который в одночасье размотать невозможно. И причин тому несколько. Основная из них, как считают администрация Великих Лук, руководители жилищно-коммунальных служб, - сдерживание тарифов на оплату услуг, в том числе по отоплению и горячей воде депутатами Великолукской городской думы.
Большинство же депутатов такое трактование ситуации считает необоснованным. Впрочем, искать виноватых уже поздно. Главный вопрос, который пытались решить присутствующие в ДК им. Ленинского комсомола на совещании, на которое собрались в прошлую пятницу губернатор Е. Э. Михайлов, его заместители В. А. Моисеев и А. А. Котов (и другие представители Администрации области), руководители администрации Великих Лук во главе с мэром А. А. Мигровым и жилищно-коммунальных служб, финансового управления и депутаты городской думы, заключался в том, как выйти из создавшегося положения.
Совещание открыл зам. главы Администрации области В. А. Моисеев. Как говорил он, Администрация области и главное управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области постоянно уделяют большое внимание развитию Великих Лук, его социальной инфраструктуре.
Так, из областного бюджета на финансирование строящихся объектов было выделено в 2002 г. 19899,7 тыс. руб., в 2003-м - 5573,2 тыс. руб. Из федерального бюджета в прошлом году -17500 тыс. руб. (в нынешнем - 4500 тыс. руб.), а в общей сложности за пять неполных лет -133883,5 тыс. руб.
Из областного бюджета 10629,5 тыс. руб. в прошлом году и 4696,8 тыс. руб. в нынешнем выделено на подготовку котельных, теплотрасс и другого теплотехнического оборудования. Направлялись средства на подготовку объектов водоснабжения и водоотведения, на ремонт кровель жилищной сферы и т.д. Так что деньги, по мнению В. А. Моисеева, в Великие Луки вкладываются немалые.
С информацией о положении дел в МП «Тепловые сети» выступил его директор В. Е. Тирман. Это «ведомство» отпускает тепловую энергию промышленным предприятиям, организациям и населению. Вот о последнем и идет речь. Тепло (если говорить более точно) поступает МУПам (жилищным службам), коих семь, а они уже заключают договора с населением.
Оно платит по тарифам, установленным Великолукской городской думой (которые не покрывают затрат на выработку и подачу тепла). Остальное должно дотироваться из местного бюджета. И что же получается?
Промышленные предприятия платят по специально установленным для них тарифам. Организации же, финансируемые полностью (больницы, школы, детсады и т.д.) или дотируемые из городского бюджета (жилищные предприятия, т.е. МУПы), согласно договорам, заключенным с МП «Тепловые сети», в 2003 г. должны получить тепловую энергию на сумму 244 млн. руб. В бюджете же города, утвержденном думой, на оплату теплоснабжения этим организациям предусмотрена лишь сумма в размере 111 млн. руб.
Население за услуги отопления и горячего водоснабжения с учетом действующих тарифов должно заплатить 42 млн. руб.
Учитывая все это, можно определить, что сумма в 91 млн. руб.(244-млн. - (111 млн. + 42 млн.) = 91 млн.) не имеет источника финансирования, т.е. к оплате не предусмотрена. Это значит, что этих денег, в сумме 91 млн. руб., МП «Тепловые сети» не получит. Невольно возникает вопрос: «Кто будет платить и как предприятию в таких условиях обеспечивать город теплом?»
При формировании доходной части бюджета города регион выделяет денежные средства на дотации по оплате услуг ЖКХ. При этом он руководствуется федеральным стандартом, в соответствии с которым доля платежей населения в покрытии затрат жилищно-коммунальных услуг должна составлять 90%, т.е. в бюджет закладывается только сумма в размере 10% от затрат на теплоснабжение. Оставшаяся часть (90%) должна оплачиваться населением. В нашем же положении надо довести уровень оплаты населением хотя бы до 63%...
Администрация города приняла решение - постепенно доводить уровень оплаты населением тепловой энергии до уровня федерального стандарта. В феврале текущего года городской думе был представлен проект решения о повышении уровня оплаты населением в 2,5 раза, но на мартовском, на апрельском, на майском заседаниях данный вопрос не рассматривался и лишь в июне тариф был повышен в полтора раза (до 2 руб. 40 коп. за кв. метр), что, естественно, не смогло решить проблему.
И потому, как говорил В. Е. Тирман, думе последует предложение где-то с сентября довести тариф до 5 руб. 62 коп. и в октябре - до 8 руб. 60 коп. И тут невольно возникает вопрос: а смогут ли великолучане платить по таким тарифам?
Во-первых, как говорил В. Е. Тирман, сделав анализ по представленным им таблицам, начиная с 1996 г., постепенно увеличивались доходы населения. Росла заработная плата, а стоимость услуг повышалась меньшими темпами.
Во-вторых, малообеспеченные получат субсидии (компенсации)...
А сейчас МП «Тепловые сети» (данные на 1 июля) должны более 20 млн. руб. за потребленный природный газ, за электроэнергию - 5 миллионов, за воду - 8, покупную теплоэнергию - 6 миллионов и т.д. С 25 июня из-за ограничений в потреблении газа, введенных ООО «Псковрегионгаз», разработан график потребления горячей воды населением, а с 15 июля это выше названное ведомство принудительно ограничило потребление природного газа еще на 50%, опломбировав газовые задвижки котельных №№ 4, 5, 7, 11, 15 (бывшая котельная «Импульса») и введя жесткое лимитирование потребляемого природного газа котельными №№ 1, 8, 14, 17, обеспечивающими теплом больницы, дом ветеранов, бани, что привело к прекращению подачи горячей воды населению, остановке ОАО «Импульс», завода ЖБК. Отключен от электроснабжения электроцех и ремонтный цех предприятия. Тем самым парализованы ремонтные работы по подготовке к отопительному сезону и ликвидации аварийных ситуаций на котельных...
И если планируемое повышение тарифов воплотится, как говорится, в жизнь, то оплата по ним от населения поступит не сразу. А ведь на подготовку к зиме времени осталось немного. Нужны деньги, причем не через несколько месяцев, а именно сегодня...
Но и у председателя нашей городской думы Л. Г. Голубевой были свои доводы. Она спрашивала, почему, например, столь большая разница в цене на отпускаемое тепло от разных котельных? А еще когда тарифы для населения повышались, долги ПТС почему-то не уменьшались. По мнению Л. Г. Голубевой, у МП «Тепловые сети» есть резервы, чтобы и за счет них несколько поправить положение предприятия...
Губернатор же Е. Э. Михайлов признался, что для него глубина кризиса в Великих Луках открылась недавно. Всем понятно, что данная ситуация складывалась постепенно. Нельзя не отметить и того, что в городе с помощью Администрации области проведена большая работа по газификации котельных. А что касается финансовой помощи, то ее обладминистрация оказать постарается, но она-то все равно всех проблем не решит.
- Мы примем меры, - продолжал Е. Э. Михайлов, - лишь краткосрочного порядка, но без решения глобальных проблем, которые есть у предприятия тепловых сетей, обойтись невозможно. Они должны решаться на месте, в Великих Луках.
- Я хочу, - говорил мэр А. А. Мигров, - поблагодарить Администрацию области, которая помогает нам решать проблемы. Болезнь действительно легче лечить на начальной стадии, но в данном случае эта болезнь возникла из-за несовершенства законов о местном самоуправлении. В других районах решения по тарифам принимают их главы. А в Пскове, где их утверждает тоже городская дума, депутаты к делу подходят с пониманием, а у нас эти вопросы загоняются в угол. И даже если в Великих Луках будет другой мэр, он тоже столкнется с подобной ситуацией.
Быть может, и в самом деле было бы меньше всяких коллизий, если бы решения по тарифам принимал только глава администрации. Но обладает ли он такими полномочиями?
На этот вопрос, кстати, пытались найти ответ руководители города, области. И юристы в том числе. И пришли к выводу, что утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги находится все же в компетенции городских депутатов. В их руках сейчас судьба предприятия тепловых сетей. Как сказал, подводя итоги совещания, губернатор Е. Э. Михайлов, существуют два пути: депутаты принимают решение либо по повышению тарифов по теплоэнергии для населения, либо - по продаже МП «Тепловые сети». Последнее предложение уже озвучивалось ранее представителями Газпрома. Есть на примете и другие покупатели.
Конечно, увеличение оплаты тяжелым бременем скажется на кошельке рядовых граждан, но что лучше: платить больше за услуги и при этом иметь горячую воду и тепло зимой или вообще замерзать?
Второй вариант, предусматривающий продажу, воспринимается еще с меньшим оптимизмом. Собственник никогда не будет работать себе в убыток. И тарифы согласует с кем положено такие, чтобы получать от своей деятельности прибыль. Не будем платить по ним - разговор короткий. За примером далеко ходить не надо.
Газовое ведомство тоже ведь не государственное. Не заплатили ему за природный газ, потребленный котельными, вот и сидим уже сколько времени без горячей воды. Когда рассчитаемся, неизвестно. И пожаловаться некому.
...А что касается рядовых великолучан, то им все равно, кто, как говорится, хозяин в доме. Главное, чтобы власть, которая подразумевается под органом местного самоуправления, не забывала о том, что она на то и «поставлена» народом, чтобы защищала, прежде всего, его интересы...