Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;
При этом Вы правильно поняли тенденцию развития этого явления…
>Правда, для меня статья слишком сложная, я мало что понял. Единственное, что мне ясно - чем обращаться за помощью к хаббардистам и всяким прочим сектам, лучше держаться (или учиться?) за РПЦ.
Не считаться с институтом канонического православия, которым является РПЦ, и через который можно воздействовать на ее паству, в реальном мире нельзя. Особенно это актуально сейчас в связи с возросшим числом «новообращенных», как показывает наблюдение, их большинство среди бывших активных комсомольцев и коммунистов, сюда же следует отнести тех, кто до сих пор остается членами КПРФ.
>Однако, поскольку нет русского православия без людей, которые являются источником веры и культа, роль русского православия в жизни ПОЛНОСТЬЮ определяется деятельностью РПЦ.
А вот тут самый главный камень преткновения, нельзя забывать о былой роли РПЦ в Российской Империи, и не прекращающиеся попытки РПЦ вернуть большинство своих былых привилегий и власти которой она некогда обладала. РПЦ в целом выступает как самостоятельная политическая единица стремящаяся занять определенное надгосударственное положение и лоббирующая свои интересы на всех уровнях. Как то не вяжется это с заповедью Христовой «Богу – Божье, а кесарю -- кесарево», РПЦ похоже хочет и Божье и кесарево. А нынешняя паства и не знает, что на РПЦ лежит печать измены государю Николаю II, они ведь крест целовали присягая ему на коронации, а потом приняли Февраль. Народ то это хорошо запомнил и в 20-х и в 30-х мало против это протестовал (просто это протест был смешан с протестами против проводимых тогда преобразований в стране, которые при всей их необходимости, были все же тяжелыми в конечном итоге для людей, но такова особенность мобилизационного периода и становления страны). Похоже, руководство РПЦ хочет наступить на эти же грабли еще раз. Только вот наступить придется в других условиях, не когда она была главенствующей религиозной доктриной государства, а в условиях, когда она «первая среди равных» стала тянуть одеяло на себя.
>РПЦ была важной ЧАСТЬЮ Русской государственной машины. РПЦ была тесно связана с правящим классом до 1917 года (что, в частности, и явилось настоящей причиной отлучения Льва Толстого от церкви).
Тут бы я бы дополнил Ваше высказывание предысторией влияния РПЦ на общественную и государственную жизнь Российской империи.
РПЦ в период с XV в. и до 1917 г., выполняла еще и роль иерархообразующей системы русского общества. Позднее при включении ее в государственный аппарат Петром I, на нее помимо ее основных обязанностей легло еще и поддержка религиозной иерархии в России, которая выглядела следующим образом: на первом месте шло каноническое православие, ниже на ступень стояло старообрядство, еще ниже на ступень стояли христианские инославные церкви и течения (католицизм, григорианство(правильное название Армянская Равноапостольская Церковь), лютеранство и т.д.), далее шли исламские течения (к слову сказать, только в России мулла был приравнен по своему значению к священнослужителю, по нормам ислама он не является таковым), иудаизм и язычество, к последнему относился и буддизм.
Переходы между иудаизмом и исламом прямо не запрещались, переходы между инославием с одной стороны и исламом или иудаизмом возможны были только в сторону инославия, обратное запрещено, переходы между инославием и православием только в сторону православия обратное прямо запрещалось, переход в старообрядство был запрещен вообще, более того старообрядцев очень жестоко преследовали (в отдельных регионах уже после установления советской власти именно старообрядцы были основными реализаторами раскулачивания и «антицерковных компаний», так было например в Винницкой области), из него перейти можно было только в каноническое православие. Язычество очень жестко преследовалось, исключением были отдельные регионы, например Область Войска Донского, куда входили и калмыцкие земли, а в само войско входило два калмыцких полка.
Кстати РПЦ в рамках Российской Империи была еще и очень мощным картельным инструментом, между прочим, для тех кто не знает, православный человек, если он не исповедовался священнику (а тайна исповеди соблюдалась весьма условно), нужно было исповедоваться два раза в год, мог загреметь на каторгу, каторга полагалась и за другие нарушения церковных канонов, к примеру, за факт двоеженства, за оскорбление священника, за переход в инославие, ислам, иудаизм и язычество и т.п. Революция в Октябре 1917, лишила церковь этой возможности. А Лев Николаевич, можно сказать легко отделался в данном случае, можно было не только отлучение получить, но и руду добывать, где ни будь в «солнечной, жаркой» Сибири.
Кстати говоря, как только эти обязанности были устранены после революции 1905-1907 годов, народ ходить в церковь лоб расшибать не торопился, ходили конечно, но на исповедь уже не так активно бегали.
>Поэтому ни о каком "невмешательстве" в светские дела РПЦ (как представляет дело С.Кара-Мурза) до (как и после) советской власти и речи быть не может.
С учетом ее «дурной наследственностью» и ее устремлений в области обладания властью.
Я в свое время возмущался, о не принятии ГД закона «О религии», а теперь думаю, что искусственно выделять роль РПЦ, было бы грубейшей ошибкой в современной России, и первым шагом к межконфессиональным конфликтам…
>Только большевики, наконец-то, слава Б-гу, отделили церковь от государства, и "освободили" РПЦ от огромного количества награбленных за (долгие столетия) материальных ценностей. Большевики передали награбленные церковью материальные ценности их подлинному хозяину - трудовому народу. В этом смысле, именно коммунисты выполнили пожелание С.Кара-Мурзы об отделении духовной жизни от мирской суеты.
Причем прецедент был еще при Петре I положен, когда он для нужд страны изымал церковное имущество (и колокола на пушки, и монастырские земли в казну, что было чем потом дворян за службу одаривать и т.д.). Да и саму церковь жестко подчинил светской власти создав Святейший Синод на правах министерство и под началом светского управленца – назначаемого государем обер-прокурора Святого Синода. И на 200 лет о самостоятельности они забыли, жестко починяясь нуждам государства, правда и властью их наделили при этом большей чем они имели до того.
>Вот потому-то после революции, несмотря на лицемерные заявления своих иерархов, РПЦ заняла самую активную антисоветскую позицию. РПЦ была важной частью белого движения и активно занималась антисоветской деятельностью.
И занимается до сих пор, призывая паству к покаянию за грехи отцов имея в виду недавнее Советское прошлое. А новообращенцы ее и поддерживают при этом, радостно поддакивая, хотя многие в душе хотят назад в СССР…
Только вот тут неувязочка в действиях этих новообращенцев наблюдается, они все антисоветское приписывают личным высказываниям священников и церковных иерархов, забывая о том, что такие высказывания могут быть произнесены священнослужителем или ирерархом только и лишь с благословления вышестоящих иерархов или самого Синода и Патриарха.
Так что когда Патриарх награждает политического деятеля церковной наградой, то он действует не от своего личного имени (тем более Алексий, это не его личное имя это его имя как служителя), а в том числе и от имени самого этого «новообращенца», не говоря от том, что это делается именем Бога. Так что пусть об этом не забывают!
>В 30-е годы зарубежная РПЦ поддержала (в том числе, но не только) молитвами и службами Гитлера в его походе против нашей Советской Родины.
Ну Гитлер это отдельная тема, его кто только из русской интеллигенции не поддерживал, Деникин наверное только выступал против него. А уж русских дворян на службе в вермахте и СС, было не так уж мало, а касаемо СС их не меньше самих немцев.
Хотя тут следует различать, что одно дело Московская Патриархия, другое дело Зарубежная Русская Православная Церковь (ЗРПЦ кстати очень активно вела не только антисоветскую деятельность, но активно выступала против РПЦ, как сатанинской) и Катакомбная Русская Православная Церковь (КРПЦ). Первые две только недавно начали сближаться и уже обговорили процесс объединения, а вот последняя была и остается трибуной против как советского так и нынешнего, в том числе и против РПЦ.
Во время войны ЗРПЦ была фактически расколота на тех иерархов, кто подержал Гитлера (в основном это в Германии до 1938 года, после этого года ЗРПЦ лишилась своей собственности на территории Германии и этот закон действует до сих пор), и тех кто его не подержал. Наряду с этим, кстати, КРПЦ активно работала (наряду с ЗРПЦ) в русских и казачьих батальонах СС, а также на оккупированных территориях, призывая свою паству к сопротивлению Советам. Кто-то в этом сомневается?
>Во время Великой Отечественной Войны Сталин благословил всех (в том числе и православную церковь, и мусульманскую церковь, и иудейскую церковь) на битву с фашистами, на защиту нашей любимой Родины. Именно и только благодаря Сталину и большевикам, РПЦ после Войны получила свой большой авторитет.
Сразу замечание «мусульманской церкви» -- нет даже в наше время, подобие церковных институтов в исламе стало складываться только с середины XIX в., поэтому ислам менее жесткая религиозная система по сравнению с иудаизмом и христианством, в нем нет такого жесткого фундамента, отсюда и свыше 20-ти различных течений в исламе абсолютно равноправных между собой, наибольшими по количеству приверженцев являются суннитские и шиитские направления, однако даже они не могут претендовать на роль ортодоксальных. Дело в том, что в исламе теологические вопросы остаются открытыми и выстраивая систему ответов на эти вопросы Вы выстраиваете новое течение. В этом кстати и заключается проблема Духовного управления мусульман России, они не могут отвечать за всех мусульман, так как не все из них им подчиняются.
РПЦ во время войны явилась хорошим инструментом по достижению внутри конфессионального мира в Православии, а со временем должна была занять ведущую роль в православном мире в целом, но все Патриархи Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, кроме Антиохского, этого начинания РПЦ не подержали, в результате не был созван Восьмой Вселенский Собор…
>В перестройку РПЦ активно поддержала свержение советского строя, благословив на это дело и Горбачёва, и Ельцина, и всех новых русских. Нет у них ни одного прибыльного дельца, которое не освящал бы православный священник. За свою поддержку РПЦ получила достойную плату в виде власти, кормления, и вполне ощутимых материальных благ.
Так хочется получить большего, тем боле и «новообращены» топают ножками, в поддержку захвата власти (реальной, а не духовной) со стороны РПЦ.
>В настоящее время РПЦ является ЕДИНСТВЕННОЙ силой, придающей АВТОРИТЕТ антинародной антисоветской буржуйской власти над нами. Никакого другого МОРАЛЬНОГО авторитета правящий класс не имеет (кроме авторитета, ЯВНО, открыто полученного от благословения РПЦ и показанного по всем телеканалам). Кто признаёт, что целью правящего класса является не только собственное всемерное обогащение, но и уничтожение России и нашего народа, тот должен выучить отсюда, что РПЦ сознательно, открыто и активно перешла на сторону врага (бесстыдно прикрываясь формулой "невмешательства" в "светские дела", как они называют геноцид русского православного народа).
Так ведь другая власть может все припомнить, да и на нее не будет действовать авторитет «высших сил». Тогда вдруг все придется возвращать назад, монастырь придется разрушить и восстановить парк Культуры и Отдыха (церкви на этом месте не было, а были овраги и озера), с джипа на «пешкарус» пересесть, домик трех этажный приюту для беспризорников подарить, опять же налоги платить придется, да мало ли чего еще там. Неприятностей то при новой власти масса, а тут живи, и не тужи…
Только вот поддержка нынешних властей выйдет РПЦ боком, стремление к власти мирской до добра церковь не доводит.