Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;
Re: Без фундаментализма...
>>> А что Вы понимаете под термином идеология, чтобы такое утверждать?
>
>> Идеология - суррогат религии для светского общества.
>Угу, а религия – это суррогат идеологии для теократического общества? ;)
>Знаете, чтобы Вас понимал кто-нибудь кроме Вас, желательно использовать общепринятые определения понятий.
>Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных общностей. А из Вашего определения следует, что религия имманентно присуща культуре, но злые дяди пытаются заменить ее неким суррогатом.
Так я и хочу чтобы люди перестали мыслить готовыми штампами. В христианской Западной Европе никаких идеологий до безбожного Нового времени не было. В России же вообще никогда не было никаких идеологий, кроме заемных. Если это факт осознается, то станет понятно, что жить без очередного великого учения очень даже можно.
>> Современных воодушевляющих идеологий от Запада больше не будет, так как они уже пришли в точку назначения - к потребительским идеалам и праву сильного.
>Ну и хрен с ним, с Западом.
>> Ну а в России никогда и не было собственных идеологий, заменявших православную религию. Были только заемные.
>Так и религия у нас была заемная и что?
Своей по происхождению истинная религия быть не может. Иначе придется признать, что ее сочинило само общество. Так какая же это истинная религия?
>>>> и в вопросах восстановления духовной власти. Не хотите же Вы, чтобы в государстве пропало второе духовное измерение, к чему сейчас все идет?
>>> Я не знаю что такое «второе духовное измерение в государстве».
>
>> Напрасно не знаете. Это те самые морально-этические нормы, которые и составляют реально Вашу идентификацию, и о которых Вы упорно умалчиваете.
>А, вот Вы о чем. Тогда да, не хочу, т.к. лучше жить, когда общественная мораль соответствует моей личной морали.
Чего не хотите-то?
>> Наверное оттого, что не находите там существенных различий с православными нормами.
>Существенных различий там действительно не много, т.к. мои нормы и есть православные, только что во многом снятые советской коммунистической идеологией.
Тогда в чем же проблемы?
>>>> Разве слова "теперь я понимаю, почему большевики расстреливали попов" - это советская идентификация?
>>> Это вообще не идентификация. Это признание логичности и целесообразности действий Советской власти по отношению к церкви как организации верующих.
>
>> Так и в Вашей ссылке советской идентификацией и не пахнет. Это просто свод инструментаьных положений, годных для любого общества.
>В общем, да, там я пытался рассмотреть идентификацию объективно (надкультурно), а если же смотреть изнутри нашей культуры, то наследие православия видно невооруженным глазом.
>>>> Сформулируйте признаки советской идентификации, хотя бы - и мы посмотрим где там противоречия с "православным фундаментализмом".
>>> Вера в возможность построения справедливого общества (коммунизма) в этом мире.
>
>> Т.е. вера в построение общества в котором будет полностью ликвидировано зло?
>Да, точнее общественное зло = объективные общественные проблемы.
Общественное зло проистекает в конечном итоге из личного зла, которому может поддаться каждый человек. Общественное зло не тождественно объективным общественным проблемам. Никакие социальные институты, сколь хорошо они не были бы продуманы, не действуют автоматически, независимо от личных качеств людей. В этом корень марксистко-либеральной утопии.
>> По мне так и в СССР было справедливое общество.
>А это с чем сравнивать. Если с РФ, то да. А так и в СССР проблем было много.
Так я не говорю про абсолютно справедливые общества.
>>> Неприятие приоритетности главной проблемы православия – спасения души, хотя на бытовом уровне вполне толерантное отношение к спасающимся.
>
>> Вы просто не понимаете суть этой проблемы. А суть ее проста - "революция, не барышня конечно, но и для нее руки чистые нужны". С грязными руками и с грязной душой ничего путного и в социальном плане не сделать.
>
>Нет, это Вы не понимаете сути православия и РПЦ. Для чего бы Вы не захотели использовать православие, оно все равно будет заниматься своим делом – спасать души. Устроим гонения – оно будет плодить мучеников за веру и спасать души. Будем нейтральны – оно будет просто спасть души. Попытаемся сделать его государственной религией с целью сохранения «чистоты души» в наших мирских делах – оно конечно в лице РПЦ порадуется, но не тому что «чистые души» справедливое общество построят, а тому, что получит больше ресурсов для организации процесса спасения душ и будет продолжать спасать души. А то что Вы хотите на их плечах мирские дела делать – это Ваши проблемы. Другой вопрос, что само по себе религиозное спасение души обеспечивается определенным социальным поведением, которое для общества может быть очень даже полезным. И тут надо взвешивать возможные плюсы от и минусы от соответствия/несоответствия православного стереотипа поведения объективным критериям жизнеспособности современного общества.
Почему Вы решили, что написанная Вами тирада правильно описывает позицию РПЦ и всех христианских верующих? Почему то вдруг православным христианам или РПЦ все равно оказывается, будет ли общество в котором они живут справедливым или нет. Другое дело, что они знают, что никакому народу и никакой стране Бог не вручает окончательного исторического знамени. Поэтому готовы к тому что любое, сколь бы то ни было справедливое общество может скатится в пучину греха, лжи и обмана. Но это не значит, что христиане считают, что не следует строить справедливое общество. Если его не строить - то тогда на Земле автоматически воцарится ад.
РПЦ же еще со времен Святой Руси разделяет доктрину Третьего Рима. Поэтому с точки зрения любого истинного верующего православного спасать Отечество - это не просто спасать родину, но и спасать весь мир. Потому, что четвертому Риму не бывать, и если московское православное царство погибнет, то передать эстафету истинной религии будет просто некому - и тогда придет царство антихриста на всей Земле.