От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К Олег К Ответить по почте
Дата 10.08.2000 02:28:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Немного в сторону.

Приветствую !

>Ну да вернусь к тому,что я хотел пообсуждать благо эта тема всплыла в Вашей полемика с уважаемым ГБ.

>А тема вот какая. Соотношение различных уровней реальности в возникновении воин, пусть пока в древние времена.

>Условно можно потребности людей народов и государств разделить на три категории.

>1.Материальные - пища, деньги, лошади, оружие, горда как источник денег, подданые которые приносят доход, ну и прочие сугубо материальные вещи...

>2.Душевный - эмоции, любовь, дружба, ненависть, тщеславие, честолюбие, гордость...

>3. Духовный - религия.

>Сдается мне,что Вы всеьма справедливо возражая ГБ о том,что войны носили не династический характер, а материальный. Ушли несколько в другую крайность, оставили за бортом и хуже того можно подумать, что уровни 2 и 3 вобще не играли роли в отношениях между народами государствами и правителми в то время.
>А скорее всего это не так.
>Хотя в жизни обычно все идет в перемешку т.е. каждая война скорее всего имеет пкорни во всех трех уровнях в разных пропорциях, и человек если он не совсем примитивен, нуждается в оправдании своих поступков перед своей совестью это как минимум. Для этих оправданий и служили порой династические споры или еще, что то.
>Хотя в каких то случаях династический спор мог быть не только поводом, но и причиной войны. И не только династический спор, а например месть, или страсть к женщине. Та же религия если и не служила прямым поводом для воны, то четко сепарировала своих от чужих, что так же надо учитывать.
>Прошу прощения за длинные и весьма общие рассуждения.

В общем это рассуждение имеет смысл, хотя бы потому что люди не автоматы зацикленные на свои функции.
Но мне представляется иерархия данных мотивов такова : сначала материальные (экономика), потом идеологические (религия) и только потом этико-моральные. На память мне вспоминается только один случай, когда последние имели значимую роль сравнительно с первыми двумя - войны Чингисхана.
Что касается рассматриваемого случая, то мы просто не имеем свидетельств, однозначно показывающих роль морали (рыцарство, честь и пр.) в войнах 10 -11 вв Руси с Польшей. Правда довольно ясно, что религия там роли не играла - такого антагонизма как позже не было между православием и католичеством. Не говоря уж о том, что формальное разделение произошло только в 1054 г.
А в общем тема просто неподъёмная -))).

С уважением,
Роман Храпачевский