|
От
|
Дмитрий Ниткин
|
|
К
|
C.КАРА-МУРЗА
|
|
Дата
|
16.12.2002 16:33:20
|
|
Рубрики
|
Крах СССР; Практикум;
|
|
Долой интеллектуальную лень!
>Вдумайтесь в логику аргументов, которые выдвигал цвет нашей научной и художественной интеллигенции: "Зачем увеличивать производство энергоресурсов, если мы затрачиваем две тонны топлива там, где в странах с высоким уровнем технологии обходятся одной тонной?"
>Во-первых, миф о "двух тоннах вместо одной" - постыдный продукт обывательского сознания и интеллектуальной лени, нежелания узнать фактические данные. Где это «там» у нас расходовалось две тонны топлива вместо одной? На транспорте? На пахоте? В промышленности? Что за чушь! Энергетический баланс всех производств известен досконально, это обязательное знание технологов любого профиля.
"В исследованиях, осуществленных в конце 80-х годов Институтом энергетических исследований при Российской академии наук, было проведено сравнение показателей энергоэффективности СССР, США и Западной Европы за 1970-1985 г.г. и прогноза до 2000 г.152 Результаты показали, что в 1985 г. в Советском Союзе энергоемкость ВВП была на 34 % выше, чем в США и почти на 100 % выше, чем в Западной Европе. Энергоемкость сектора энергетики в 1985 г. в СССР была в два раза больше чем в США, и в три раза больше чем в Западной Европе, что, в основном, связано с использованием устаревших технологий при производстве, переработке, передаче и потреблении энергетических ресурсов.
Исследования, осуществленные национальной лабораторией Lawrence Berkley, показали, что в конце 80-х годов отопление жилых зданий и сооружений в СССР было в два раза более энергоемким, чем в Скандинавских странах. Для производства промышленной продукции в Советском Союзе требовалось примерно в полтора раза больше энергии, чем в странах Европы. Другое исследование национальной лаборатории Lawrence Berkley показало, что в конце 80-х годов компания «Аэрофлот» находилась на одном уровне с американскими и европейскими авиакомпаниями по количеству потребляемой энергии на один пассажиро-километр, но только благодаря максимальной степени загруженности советских самолетов. В советское время самолеты потребляли на 50 % больше топлива, чем западные в расчете на одно посадочное место/км."
("Энергетическая политика России" Обзор 2002. МЭА)
Удельное потребление энергии для жилищно-бытовых нужд в разных странах (1990) (в кДж на кв.м и градус/день)
Польша 200
Россия 190
Германия 150
Великобритания 143
Финляндия 120
США 118
Источники: данные лаборатории Лоуренс Бергли и оценки МЭА (взято из обзора МЭА по России 1995 г.)
Конечно, просто говорить о "энергоемкости промышленности" не глядя на ее структуру - совершенно неграмотно. Но есть и другой глобальный вопрос: а нужна ли стране промышленность именно с такой структурой? И более детальный вопрос: а как дела в отдельных отраслях? В том же ЖКХ, например?
Не думаю, что от этих вопросов можно просто отмахиваться.