От С.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К All
Дата 22.01.2001 15:55:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

453. Достоевский, Карякин и «козлы»

Заострю вопрос, который в мягкой форме вставал не раз. Игорь Игнатов предлагает считать «русскими» небольшой орден меченосцев – народ пахарей и воинов, способный соединиться в общину и защищать ее. Остальные – «россияне» или быдло. Он не согласен с моим сильным утверждением, что быть «быдлом» – одна из ипостасей русских. Эти вопросы логикой не взять, тут речь идет о разнице ощущений. Я лично чувствую свое родство с «быдлом» и мне хорошо в их среде. Насколько я их знаю, это тот тип людей, которых в 1941 г. приходилось пугать заградительными отрядами, а потом они и сами научились хорошо воевать и дошли до Берлина. И на заградотряды они не обижались – знали, что они были необходимы. Никакого оправдания этому отсутствию гордости в какое-то время я найти не могу (хотя спекуляции возможны), но мне кажется, что эти люди многолики, и «быдло» и «воин» уживаются в одном человеке и его это сожительство не разрушает. Но мне говорят, что нет, это не ипостаси, а два разных субэтноса. Интересно, у кого какие ощущения.
Признаю, что с ощущениями надо быть еще осторожнее, чем с метафорами. На Достоевского окрысились за Карамазовых. Разве нет в нас крупицы Ивана или Смердякова? Счастлив тот, кто может за себя поручиться, но не думаю, чтобы таких было много. Странно, что мой прогноз «дорасти до Алеши» вызвал возмущение. Что тут обидного? Еще более странно, что от Алеши проложили траекторию к Мите. Разве есть иерархия? Достоевский в Карамазовых явно не претендовал на описание всей структуры человека. Нам нет нужды «расти» только в рамках данного им набора.
Если доводить логику «русских-россиян» до конца, то отличие от BILLа становится, на мой взгляд, не слишком принципиальным. В любом случае речь идет о спасении некоторого аристократического меньшинства и согласии на гибель «козлов». Только один их осуждает за неумение и нежелание конкурировать на рынке, а другой – за неумение и нежелание бороться против рынка.