|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
18.09.2003 04:05:20
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Re: Ночь с 3 на 4 октября. Баррикады на Тверской - ельцинские.
Я являюсь непосредственным участником событий 3-4 октября 1993 года - на ельцинской стороне.
Почему?
Красный флаг мне симпатичнее триколора. И был симпатичнее в ту ночь. Но вечером 3 октября после длительного прекращения телевещания на экраны прорвался Гайдар. И был репортаж о московских событиях. По Москве разъезжали "Уралы" софринской бригады внутренних войск, перешедшей на сторону Верховного Совета. Но только над этими "Уралами" были не красные флаги - а флаги РНЕ. Баркашевцев. И ИМЕННО ЭТО ПОВЛИЯЛО НА МОЕ РЕШЕНИЕ. Я отправился в Москву на ближайшей(поздней уже) электричке - на баррикады ПРОТИВ ФАШИСТОВ.
Реальное состояние дел в Москве было неизвестно. Оно не было известно не только мне, приехавшему в Москву за 100 км из Обнинска, но и самим москвичам.
В районе Киевского вокзала очень много милиции. Лица серые, какие-то необычно напряженные - до растерянности. На это сразу обратил внимание. Но движению не препятствовали.
Приехал я на станцию метро "Пушкинская". Вышел. Тверская перед выездом на Пушкинскую площадь была перегорожена баррикадой с большим триколором на ней. В проходе через баррикаду несколько милиционеров досматривали прибывающих
- нет ли с собой оружия. Удивился. Сам бог велел идти оборонять что-то с оружием, если есть. Не голыми же руками.
Ближе к зданию Моссовета толпа. Очень много пьяной молодежи. Рамахивают триколором, чего-то орут. Много экзальтированных девиц. Наряд - не для боя. Скорее для б..док. Из динамика - выступление Гайдара. "Красно-коричневые... Кровавые собаки..." - это запомнилось. Аж передернуло от отвращения. У кого-то из тех, кто обеспечивал управление, спросил куда можно пойти, чтобы находиться не в пьяном балагане, а при деле. Направили на баррикаду на улице Неждановой(ближайшая к Моссовету перпендикулярная Тверской улица, ближе к Кремлю - теперь она называется, по-моему, Брюсов переулок).
Обстановка гораздо более деловая. Очень напряженная. Никто ничего толком не знает. Ожидается, что на сторону Верховного совета переходят воинские части. Около Моссовета войск нет вообще. Ждут атаки бронетехники. За баррикадой - бутылки с бензином. Руководители инструктируют: толку от бутылок никакого. Если пойдет бронетехника, под гусеницы сдуру не лезть, спокойно рассыпаться по подъездам - все-равно защитой мы не станем.
Со мной на баррикаде в качестве командира защитник Белого дома 1991 года. Вот, говорит, приобрел нового товарища. - Тамбовский волк, говорю, вам товарищ. Я здесь не против коммунистов, а против фашистов. Но делать не хрен - не гнать же меня с баррикады. Тем более, что один я в достаточно вменяемом состоянии. Остальные, московские интеллигенты, чуть ли не трясутся от страха. Совсем недалеко - на Б. Никитской(бывшая Герцена) время от времени слышны автоматные очереди. Какие-то тревожные сообщения приносят гонцы с более выдвинутой вперед баррикады. Вроде как обнаруживаются перемещающиеся вооруженные отряды с неизвестной политической платформой.
На баррикаде вспыхивают разговоры. Разные. От тех, в которых сквозит животный страх перед народом, до мечтаний поймать "коммуняку" и повесить. Мои возражения вызывают ответную реакцию - " непонятно, а что ты здесь делаешь, тебе надо быть на противоположной стороне". - "Был бы на противоположной, если бы не РНЕ на той стороне. А с фашистами вместе не буду. Я против них." На том, в общем, и пришли к определенному согласию. Тем более, что у меня термос с чаем, полбуханки хлеба, банка тушенки. Народ оголодал к середине ночи. Как-то поделились, перекусили.
Пара молодых ребят сбегали на ул. Герцена на разведку. Добрались до здания АПН. Вернулись. Сказали, что их чуть не пристрелили. Оказалось, что АПН занял ОМОН. Спрашивали: за кого вы мол. Омоновцы сказали, что они - за свое здоровье,- предупредили, чтоб не шлялись в темноте, иначе в напряженной обстановке и убить могут.
Часа в три ночи через баррикаду в Моссовет в сопровождении, по-моему, трех милиционеров прошел Чубайс. На баррикаде это было встречено приливом энтузиазма. Глаза заблестели. "Чубайс!", "Чубайс!". Я был как-то совершенно индифферентен к этому имени. Мне объяснили, что фактически именно Чубайс организует все действия по противодействию Верховному Совету. Именно он - командующий.
Ближе к утру принесли чего-то поесть. Количество - стыдно вспомнить. Спросил: что бизнесмены теперь уже не собираются кормить защитников, как в 1991 году. Передернули плечами. Бизнесмены абстрагировались от схватки. По наблюдениям московской интеллигенции, с которой я и был на баррикаде, бизнесмены чуть ли не более других ненавидят Ельцина. В защитниках же баррикады были преимущественно врачи, журналисты, научные работники, учителя Уже обобранные реформами. Практически нищие. Безумно боясь возможной атаки сторонников Верховного Совета - и тем не менее пришли. Они были именно за демократию. Но это на баррикадах. На баррикадах народу было немного. Эффекта возбужденной толпы не было. Была деловая обстановка боевого дежурства. Зачем пришли те, кто пьянствовал и бесновался в огромной толпе собственно на Тверской - не знаю. Не общался.
Приблизительно в это же время поступили сведения, что привезли солдат. Какую-то небольшую воинскую часть. Они занимают позиции ближе к Кремлю. Народ на баррикаде стал немножко успокаиваться. Хоть какие-то войска...
Часов около восьми сообщили, что более торчать на баррикадах не имеет смысла. Военная инициатива перешла в руки Ельцина.
Позвонил из автомата, что не приеду сегодня(4 октября) на какую-то ранее запланированную встречу, связанную с поступлением в аспирантуру, поскольку ночь не спал, провел на баррикаде. "Ты что, дурак? Оно тебе надо лезть в эту кашу? Нормальные люди дома сидят и носа не высовывают, чтобы случайно не пристрелили" - Это были слова предпринимателя, моего будущего директора. Это был первый звоночек. 18 октября я сдавал экзамен в аспирантуру и начал активно общаться с москвичами. Вывод из множества разговоров:
МОСКВА БЫЛА БЕЗРАЗЛИЧНА К СОБЫТИЯМ 3-4 ОКТЯБРЯ. По мнению(тогдашнему) множества москвичей самых различных профессий и политических взглядов от крайне левых до крайне правых события 3-4 октября были в конечном счете дракой двух властных кланов: один не лучше другого.
Уже в 1999 году, когда я создал предприятие, у меня работал человек, ранее работавший водителем во властных структурах, в частности - возил Хасбулатова. Мнение о нем у него было - самое отвратительное. Барин.
Видимо, в этом расшифровка. Барин Хасбулатов и барин Руцкой дрались с барином Ельциным, используя тот набор лозунгов, который позволял им привлечь кого-то на свою сторону. Подозреваю, что Москва, в которой Верховный Совет жил, с которой общался, Москва, которая обслуживала Верховный Совет, очень хорошо видела, что из себя представляет депутатский корпус. И Ельцину тоже не сочувствовала. И поэтому в основном "воздержалась" от участия в событиях.
**************
После 8 часов я сел в метро, доехал до Киевского вокзала, сел в электричку и отправился в Обнинск.
Дома меня встретила жена: "Живой!" - По телевизору как раз показывали обстрел танками Белого дома. Она думала, что я там. Так бы оно и было, если бы не флаги РНЕ над "Уралами" в вечернем репортаже накануне.