Не помню, была ли тема о возможности переоборудования танков БТ в арттягачи перед войной?
На первый взгляд такая идея кажется весьма перспективной. Танк сам по себе уже "легкий и устаревший", его использование как в наступлении против пехоты, так и против танков чревато большими потерями (что немаловажно - вместе с экипажами, подчас достаточно опытными). Поскольку он обладает мощным мотором, башню можно не снимать, а все переоборудование заключается в установке буксирного прибора и (опционально) съемных/складных лавок для расчета. Иными словами, в случае крайней необходимости его можно использовать и как танк. Но организационно он будет входить в состав артполка.
Какие видятся явные преимущества?
1. Этот ресурс уже есть, он по сути бесплатный, больших переделок не нужно
2. Решается проблема нехватки мощных тягачей для корпусной артиллерии и РГК
3. Решается проблема быстроходных тягачей для мотомехсил (о чем на разных совещаниях все уши прожужжали), артиллерия не будет отставать от танков.
4. Решается проблема больших потерь на марше от авиации
5. Решается проблема внезапной встречи с противником (что актуально, например, для ПТ резервов)
6. Решается проблема прикрытия позиции от атак вражеской пехоты
7. Опытные экипажи сохраняются до получения ими новых танков
Какие видятся недостатки?
1. Большой расход топлива
2. Соблазн использовать их как танки даже при отсутствии крайней необходимости
Такие арттягачи целесообразно использовать:
1. В кап и полках РГК, закрыв дефицит тяжелых тягачей еще до мобилизации
2. Для буксировки 76-мм орудий в ПТ дивизионах и птабр. Тем самым обеспечивается быстрота реакции, и огневые возможности танка тоже окажутся кстати
3. Для буксировки орудий (в первую очередь 152-мм гаубиц) в танковых соединениях
4. Для буксировки артиллерии в мсд - помимо высокой скорости на марше и при передвижении ПТО это по сути будет халявный танковый батальон, что при отсутствии танков в мсд будет весьма кстати
В принципе и часть Т-26 имело смысл переделать в арттягачи (но тут уже со снятием башни) и использовать для тягания 122-мм гаубиц вместо дефицитных СТЗ-5