|
От
|
eugend
|
|
К
|
Skvortsov
|
|
Дата
|
18.07.2012 18:04:41
|
|
Рубрики
|
WWI; Армия;
|
|
Re: Пожалуйста, конечно
>>Документ, процитированный Волковым - и знакомый, судя по цифрам, Деникину - прямо говорит, что недоучившиеся гимназисты были плохо замотивированы к службе. А именно из них до начала 1900-х гг комплектовался основной контингент юнкерских училищ, и именно они составляли в итоге основную толщу армейской пехоты. + лица, не имевшие достаточного образования, но своим трудом получившие необходимые знания - но как раз их отсеивали по формальным признакам.
>
>>По данным П.А. Зайончковского - среднестатистический командир роты к началу ПМВ получал данную должность после 35 лет, при этом примерно половина из них служила в этой должности 10 лет и более. Грубо говоря,в армию они пришли в среднем до 1900 года. Т.е. офицерский корпус освежался весьма медленно, при этом даже в 1903 году как видно - бОльшую часть принятых в юнкерские училища составляли именно недоучившиеся гимназисты.
>
>Речь не о плохой мотивации гимназистов, а о том, что они сначала не подвергались жесткой экзаменовке, как остальные. Но уже с 1903 их стали экзаменовать.
>Теперь о процентном составе поступивших:
>Не гимназисты:
>"в 1902 г. держало полный экзамен 3 200, выдержало 1 526 и поступило 740, т. е. 23% державших... Любопытно, что юноши этой второй категории, по свидетельству многих учебных советов, проходили курс училища успешнее, чем первой."
У Волкова, которого Вы сами процитировали чуть раньше:
https://vif2ne.org/nvk/forum/5/archive/2373/2373389.htm
приведены не просто цифры, а цитата из документа (которую Вы опять же обрезали):
"Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т. е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену — русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Между тем они, по отзывам начальства Главного управления военно-учебных заведений, представляли собой худший контингент, нежели выпускники прогимназий и городских училищ. Дело в том, что в значительной части это были люди, не сумевшие окончить гимназии по неспособности и дотянутые до 6-го класса, тогда как среди выпускников городских училищ и других подобных заведений, напротив, было много лиц из низших сословий, сумевших получить образование благодаря своей целеустремленности и способностям, которые и в юнкерском училище показывали себя с наилучшей стороны (что неоднократно отмечалось великим князем Константином Константиновичем, начальником Гувуз). Но по условиям приема последние были поставлены в худшее положение. В 1902 г., например, из поступавших в юнкерские училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 — не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742. Поэтому по настоянию Гувуз в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики. Представление об источниках комплектования юнкерских училищ дает таблица 29 (данные на 1868 г., в %). Среди учившихся в средних учебных заведениях ушедших после 6-го класса было 15–30%."
>Итак, не гимназистов в 1902 поступило 740 человек. В то же время выпуск юнкерских училищ в 1902 составил всего 1173 офицеров. Так какая категория преобладала при поступлении?
Итак, вне конкурса шло 1548 человек, а по жесткому конкурсу 740 офицеров.
И да, я не совсем понимаю той логики - почему число выпущенных в 1902 году офицеров должно один в один соответствовать числу поступивших в том же году.
Ну и да, про 15%-30% ушедших после 6-го класса из числа учившихся в средних учебных заведениях, я тоже не зря выделил. А Антон Иванович - будучи знаком именно с этим документов, пишет про отсев 60-70% отчисленных за неуспешность, но в 80-е ЕМНИП гг.
Еще раз повторюсь - низкая оценка общей массы обер-офицерства на рубеже веков - общее явление, и отрывок из Антона Ивановича скорее похож на попытку "причесать" картинку. Хотя возможно у него несколько другое - здесь речь скорее о реакции на весь предшествующий негатив.
>>Да, с 1901 года систему стали постепенно реформировать, в 1907 году начали перевод всех юнкерских училищ в военные, официально закончили этот процесс в 1911 году, но как Вам уже писали - формальное переименование к сожалению не всегда означало реальную реорганизацию, некоторые училища и после этого по сути оставались юнкерскими. Да и требования к образованию тоже были повышены только в 1910-м - если не ошибаюсь - году (если ошибаюсь, поправьте, пишу по памяти).
>
>Я уже писал - с 1892 более половины офицеров выпускались уже не юнкерскими училищами. И к 35 годам можно было не только командовать ротой.
>Антон Иванович Деникин родился 4 (16) декабря 1872 года,
>окончил в 1892 «Киевское юнкерское училище с военно-училищным курсом»,
>весной 1899 года был произведён в капитаны,
>в 1904 он уже подполковник,
>26 июля 1905 года «за отличие в делах против японцев» он был произведен в полковники.
>В январе 1907 года Деникин вступил в должность начальника штаба 57-й пехотной резервной бригады в городе Саратове.
>Как мы видим, талантливым офицерам вполне можно было продвигаться по службе.
Нерелевантный пример.
В армии в целом «в целом, доля гвардейских офицеров не превышала 4%», при этом что касалось высшего комсостава, ситуация была заметно другой: «число гвардейцев среди полных генералов, не имевших высшего военного образования, было очень велико, составляя 81,2%. Среди генерал-лейтенантов гвардейские офицеры в прошлом или настоящем составляли 99 из 148, или 66,7%. Из 469 генерал-майоров, не имевших высшего военного образования, 239 человек, или 49% также служили в прошлом или настоящем в гвардии. Это говорит о том, что нормальное продвижение по службе для армейских офицеров, не получивших высшего образования (а таких в общей массе было подавляющее большинство), всячески задерживалось существованием гвардии. Эти преимущества гвардейских офицеров в продвижении по службе были явно несправедливыми, что вызывало неодобрение не только в России, но и за границей». Он же приводит цифры и по строевым должностям, в частности из 70 командиров пехотных дивизий высшее образование имел 51 человек, а из 19 человек без высшего образования лишь 4 не были гвардейскими офицерами (всего из 70 командиров дивизий гвардейцами было больше половины – 38 человек)".
По сути, в армии карьеру могли сделать либо гвардейские офицеры, лиибо те - единицы - кто сумел попасть в Академию Генштаба - именно эти две категории оккупировали все высшие командные должности, а для основной массы офицеров потолок - командир роты к 45-50 годам, максимум командир батальона.
А Вы пример представителя лучшей части офицерского корпуса стремитесь выдать за норму.