|
От
|
eugend
|
|
К
|
Skvortsov
|
|
Дата
|
18.07.2012 10:20:14
|
|
Рубрики
|
WWI; Армия;
|
|
Там все же контекст был несколько иной
>В 1902 г., например, из поступавших в юнкерские училища около трети (1548) имели 6-классное образование, а 3200 — не имели; из последних выдержали экзамены 1526 человек (47%), но приняты на оставшиеся места только 742. Поэтому по настоянию Гувуз в 1903 г. для лиц с 6-классным образованием введен экзамен по всем разделам математики.
Смысл был в том, что из числа лиц, имеющих 6 классов образования - в армию шел негодный элемент, у которого не было желания учиться и которые не нашли себя в других профессиях, но по формальным признакам преимущество отдавали им.
А желание учиться и быть офицерами было у тех, у кого образование не дотягивало до 6 классов, но их опять же по формальным признакам отсеивали.
А вообще по сабжу картина как раз и была следующая - армейская служба на рубеже веков престижем не пользовалась, мы действительно имели офицерский корпус либо из незамотивированных недоучившихся гимназистов и семинаристов (на Мартынова Вы зря бочку катили, об этом писал не только он), либо из лиц замотивированных - поскольку это для них был определенный социальный лифт, но имеющих недостаточное образование и отсеивавшихся формально по этому признаку.
Ситуация стала меняться сильно после РЯВ, в последние несколько лет перед ПМВ, когда стали и юнкерские училища переводить в военные (но как уже написали, процесс до конца не завершился, и часть училищ военными и перед ПМВ была только формально), и жалование повышать офицерам, и увеличили образовательный ценз (но опять же, поскольку контингента не хватало, пришлось вводить дополнительные подготовительные курсы при части училищ) - но проблема в том, что делалось это поздно и принципиально улучшить качество офицерского корпуса повлиять уже просто не успевало.
В принципе, не только Мартынов, но и Снесарев например писал о нашем офицерском корпусе похожие вещи (и у Свечина кажется встречал):
«В Русской армии, в особенности до Русско-японской войны, офицерский корпус делился на две части: привилегированные – воспитанники военных училищ и пажи – наполняли ряды гвардии, артиллерии и имели быстрое и обеспеченное производство, другая часть, очень демократическая, преимущественно из неудачников, с 4-классным образованием, оканчивала юнкерское училище и составляла толщу армейской пехоты, положение ротного командира являлось венцом карьеры для огромного большинства. По военной подготовке, общему образованию и скромному социальному положению пруссаки приравнивали наших офицеров из юнкерских училищ к своим унтер-офицерам и во многом были правы . В последние годы, когда военное ведомство в России закрыло юнкерские училища, потребовало среднего [прим. - 7 классного] образования от кандидатов в офицеры , улучшило их материальное положение, положение начало несколько изменяться» .