От Хари Ответить на сообщение
К Георгий
Дата 03.11.2000 00:50:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Две копейки.

Насчёт советского образования. Оно было весьма неоднородным. Я имею в виду - школы были крайне разными: от укомплектованных выпускниками университетов (в городах был избыток выпускников ВУЗов, которые имели прописку) престижных столичных спецшкол до деревенских в глубинке, куда с трудом удавалось насильно загнать или заманить по распределению выпускников местного пединститута. Если удавалось, конечно. А в пединституты шли троечники, точнее троечницы.

В США качество школ (государственных) тоже сильно отличается по школьным округам. Но хорошие школы распределены более равномерно, по пригородам обычно. Опять же, доступность жилья позволяет родителям быть более свободным в выборе школы для ребенка. Конечно, как правило, дома в округе с хорошей школой более дорогие, но эти округа (особенно пригородные) очень большие (детей здесь свозят в школу на специальных автобусах) и там всегда есть жилье подешевле (хотя и хуже). В принципе, ребенка можно отдать и в школу из соседнего округа, но придётся платить и самому возить.

Это я к тому, что сравнивать стоит хорошие и хорошие школы, плохие и плохие, а также доступность.

Программа. Что ж, если школьник хочет, подчеркиваю: хочет, получить знания не меньший и не худшие, чем в хорошей советской школе, то у него такая возможность есть. Но только возможность. Заставлять никто, кроме родителей не будет. В этом государственные школы принципиально отличаются от советских - хочешь учиться - учись. Не хочешь - не учись. Например, в нашей средней школе один индиец шёл на год с опережением школьного курса математики, так в восьмом классе (последнем в средней школе) учительница из хайскул (9-12 кл) приходила специально с ним одним заниматься. Не думаю, что такая практика встречается часто, бывает.

Опять же выбор предметов для изучения весьма широкий (в хайскул) и изучить все в принципе невозможно. Даже те дети, которые ориентированы на учебу, выбирают уже в школе специализацию - гуманитарную или естественную (условно, конечно, реальных вариантов множество). Да, физика-химия - вообще-то, в разных штатах и округах по-разному, но вот в штате NY для получения диплома из четырех курсов - наука о Земле (природоведение фактически, но более углубленно), химия, биология и физика, - нужно прослушать три. Всё это годовые курсы трёх уровней сложности. От самого простого, до уровня колледжа. Обычно жертвуют физикой, поскольку она самая последняя. Но в других школах, может, по-другому. Аналогично любители математики в 12 классе могут уже изучить начала анализа или мат. статистики. А нелюбители могут ограничиться двумя годами (9-10кл).

Но я пишу о возможности детей получить хорошее образование в хорошей школе. А вот желание - это, увы, другой вопрос. Учиться в американской школе не пристижно. Престижно заниматься спортом, быть контактным, приятным в общении, носить одежду из последней колекции престижного магазина, но не учиться. А поскольку хайскул - это 14-18-летние подростки, старающиеся избавиться от родительской указки, то к учебе они относятся более чем прохладно. На олимпиадах, кстати, в основном китайцы и индийцы. И вообще, у американских подростков переходный возраст проходит несравненно более тяжело, чем у советских школьников.