От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 05.02.2007 16:48:52 Найти в дереве
Рубрики Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

О случайных факторах

Ну, допустим, Цвингли встаёт не с той ноги, а протестанты проигрывают 30-летнюю войну с треском, например, из-за неумелого командования. Герцог Альба таки перевешивает всех голландцев. Возможно? Возможно.

Что имеем? Протестанство исчезает из Европы.
В результате определённые социальные институты не возникают, так как им нет идейного обоснования (они не имеют смысла), капитализм не может зародиться и развиться. Вместо этого имеем католическую Европу и, скажем, мириады христианских общин, где нет ни торговли, ни машинного производства. Или возрождение Священной (Римской) Империи под властью Папы со специфическим отношением к проценту и накоплению богатств.

Да даже из самого протестанства могли возникнуть другие общественные устройства.

Протестантизм позволил сформировать определенные социальные установки, без которых рациональная капиталистическая деятельность не имеет смысла вообще. Без определённого отношения к жизни нет нового, нетрадиционного способа организации мануфактуры. А раз его нет, то нет и перехода к новой "формации", потому что для её развития нет основы.

===========
До середины прошлого века жизнь скупщика изделий домашней промышленности (во всяком случае, в неко­торых отраслях текстильной промышленности континен­тальной Европы)46 протекала, по нашим понятиям, до­вольно спокойно. Ее можно представить себе следующим образом: крестьяне приезжали в город, где жил скупщик, со своими изделиями, которые подчас (если это были ткани) преимущественно или целиком выделывались ими из своего сырья; здесь после тщательной (в ряде случаев официальной) проверки качества изделий они получали установленную оплату. Клиентами скупщика для сбыта товара на дальнее расстояние были посредники, также приезжие, которые обычно приобретали изделия не по образцам, а руководствовались знанием привычных сор­тов; они брали товар либо со склада, либо же заблаго­временно заказывали его; в этом случае скупщик в свою очередь заказывал требуемое у крестьян. Поездки с целью посещения клиентов либо вообще не предприни­мались, либо предпринимались редко, с большими проме­жутками; обычно достаточно было корреспонденции или постепенно внедрявшейся рассылки товаров. Не слишком утомительный рабочий день — около 5—6 рабочих ча­сов, — часто значительно меньше, больше лишь во вре­мена каких-либо торговых кампаний, там, где они вообще

[86]

имели место; сносный заработок, позволявший вести приличный образ жизни, а в хорошие времена и откла­дывать небольшие суммы; в целом сравнительно лояль­ные, основанные на совпадении деловых принципов отно­шения между конкурентами; частое посещение «клуба»; в зависимости от обстоятельств кружка пива по вечерам, семейные праздники и в целом размеренная спокойная жизнь.

Если исходить из коммерческих деловых свойств пред­принимателей, из наличия капиталовложений и оборота капитала, из объективной стороны экономического про­цесса или характера бухгалтерской отчетности, то сле­дует признать, что перед нами во всех отношениях «капи­талистическая» форма организации. И тем не менее это «традиционалистское» хозяйство, если принять во вни­мание дух, которым оно проникнуто. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный ра­бочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный, по существу, круг клиентов, а также традиционные методы в привле­чении покупателей и в сбыте — все это, как мы пола­гаем, определяло «этос» предпринимателей данного круга.

В какой-то момент, однако, эта безмятежность вне­запно нарушалась, причем часто это отнюдь не сопро­вождалось принципиальным изменением формы органи­зации — переходом к замкнутому производству или к введению механических станков и т. д. Происходило обычно скорее следующее: какой-нибудь молодой человек из среды скупщиков переселялся из города в деревню, где он тщательно подбирал ткачей, значительно усиливал степень их зависимости и контроль над их деятельностью и тем самым превращал их из крестьян в рабочих: одно­временно он старался сосредоточить в своих руках весь сбыт посредством установления тесной связи с низовыми контрагентами, то есть с магазинами розничной торговли, сам вербовал покупателей, ежегодно регулярно посещал их и направлял свои усилия на то, чтобы качество про­дукции отвечало их потребностям и желаниям, «было бы им по вкусу»; одновременно он проводил в жизнь прин­цип «низкие цены, высокий оборот». Затем происходило то, что всегда и повсеместно следует за подобным про­цессом «рационализации»: кто не поднимался, тот опу-

[87]

скался. Идиллия рушилась под напором ожесточенной конкуренции, крупные состояния, возникшие в новых ус­ловиях, не отдавались в рост, а вкладывались в произ­водство. Прежней уютной, спокойной жизни приходил конец, наступала пора суровой трезвости: те, кто подчи­нялся законам времени и преуспевал, хотели не по­треблять, а приобретать; другие стремились сохранить прежний строй жизни, но вынуждены были ограничить47 свои потребности. При этом — что самое главное — не приток новых денег совершал, как правило, этот пере­ворот (в ряде известных нам случаев весь процесс рево­люционизирования совершался при помощи нескольких тысяч, взятых взаймы у родственников), но вторжение нового духа, а именно «духа современного капитализма». Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используе­мых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую оче­редь вопрос о развитии капиталистического духа.

============

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/st001.shtml



Об идеализме

Это не идеализм! Идеализм утверждает существование индивидов, наделённых сознанием, разумом и вечной душой. Я - вечен, мой разум - абсолютен, и потому я - бог. Раз я бог, и Вы (как индивид) - бог, то мы есть единое. Наше раздельное существование в этом мире - иллюзия, скрывающее то, что мы как тела - отражения в боге, в Его сознании.

Раз индивид существует вне времени и места, то он - вне истории. А раз так, то любой идеализм - внеисторичен, в том числе такое его воплощение, как либерализм.

Моя же интерпретация Вебера указывает на противоположное: люди историчны, существуют не как индивиды, а в социальной группе.